• 14 апреля, 2021

Объём виртуальных транзакций в РК резко вырос в 2020 году

Эксперты отмечают, что популярность безналичной оплаты выросла благодаря пандемии COVID-19 и ограничительным мерам.

Аналитический центр АФК представил обзор статистики по безналичным карточным операциям на 1 января 2021 года, пишет Forbes.kz.

Как отмечают эксперты АФК, «эволюция безнала» в Казахстане в 2020 году сменилась «революцией»: объем безналичных транзакций в стране вырос в 2,6 раза и составил 34,6 трлн тенге. На этом фоне доля безналичных операций увеличилась с 45,5% до 67,4%.

В обзоре поясняется, что среди способов безналичных операций наибольшей популярностью пользуются транзакции в интернете (81% от объема всех безналичных операций). В денежном выражении, по итогам 2020 года, объем транзакций через интернет составил 28,2 трлн тенге.

По итогам 2020 года количество кредитных карт в обращении удвоилось (с 5,3 до 10,9 млн ед.), а дебитных карт — возросло на 40% (с 25,5 до 35,6 млн ед.).

Соответственно, на каждые 100 жителей страны сегодня приходятся 189 дебитных и 58 кредитных карт.

Популярность безналичных транзакций в Казахстане растёт с каждым годом: в 2018 году на них приходилось 29% от объёма всех операций, в 2019 — 46%, в 2020 — 67%.

И если до пандемии COVID-19 основным драйвером рынка безнала выступало планомерное развитие платёжной инфраструктуры банков и финтех-компаний, то во втором квартале 2020 года дополнительный импульс для развития безналичной формы расчётов дали ограничительные меры социального дистанцирования.

Государство, стремясь минимизировать социальные контакты и компенсировать сокращение доходов населения, приняло пакет законодательных мер, которые ограничивали посещение банковских отделений и предприятий торговли и сервиса в периоды локдауна — в пользу дистанционного обслуживания, а также предусматривали выплаты материальной помощи пострадавшим гражданам. В результате у сотен тысяч казахстанцев появились дополнительные стимулы и возможности перейти на безналичную форму расчетов. Это послужило основой для формирования новой потребительской культуры, определяющей первоочередной выбор товаров и услуг, которые доступны дистанционно.

Стоит отметить, что продвижение безналичных транзакций по регионам происходит неоднородно. Наибольшей популярностью они пользуются в городах-миллионниках — Алматы, Нур-Султане и Шымкенте, что, видимо, объясняется большим количеством продавцов, принимающих платежные карты и мобильные платежи.