• 20 сентября, 2024

В Казахстане принят новый Экологический кодекс. Что изменилось?

Янв 4, 2021

Основные загрязнители окружающей среды будут обязаны внедрить наилучшие доступные технологии (НДТ). После проведённого аудита у первых 50 предприятий страны, которые осуществляют 80% выбросов будет 10 лет для установки соответствующего оборудования.

Глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал новый Экологический кодекс. Министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев сообщил, что документ в первую очередь направлен на реформу ситуации с экологией в Казахстане. С принятием нового кодекса воздух над Казахстаном должен стать в разы чище, особенно в промышленных регионах, пишет Tengrinews.kz.

Экологический кодекс готовили, используя опыт стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и стран Европейского союза. После того как они перешли на новые меры, количество выбросов в атмосферу снизилось на 94 процента, что, на взгляд министра, является показательным.

— Кодекс направлен на снижение выбросов от промышленных предприятий в атмосферу и сбросов в воду и почву. Это первый ключевой раздел Экологического кодекса. Есть такой ключевой принцип, что «загрязнитель платит, или загрязнитель платит и исправляет». Этот термин был сформулирован странами ОЭСР. Загрязнителю должно быть выгоднее принять все необходимые меры технического, финансового, технологического характера, нежели платить штрафы. Штрафы должны быть дороже. Под этим и подразумевается принцип «загрязнитель платит», — пояснил Магзум Мирзагалиев.

Предыдущий Экологический кодекс базировался на другом принципе — «плати и загрязняй«. Все загрязнители — преимущественно промышленные предприятия — оформляли соответствующие разрешения на оплату эмиссии (выплаты).

Теперь загрязнители будут обязаны внедрять наилучшие доступные технологии (сокращенно НДТ).

— В течение последующих нескольких лет проведем аудит, уже начали с основных загрязнителей. После этого будет подготовлен перечень технологий, направленных на снижение выбросов этих предприятий. Будут подготовлены справочники наилучших доступных технологий. После этого первые 50 крупнейших предприятий Казахстана, которые осуществляют 80 процентов выбросов, получат переходный период с 2025 по 2035 годы. Почему 10 лет? Это дорогостоящий финансово и технологически сложный процесс. Нужно все спроектировать, заказать, привезти и установить. Это непросто, где-то потребуются изменения технологий, — пояснил Магзум Мирзагалиев.

В странах ОЭСР и Европы подобный переход потребовал 15 лет. В Казахстане заложили 10 лет. Так как внедрение НДТ от загрязнителей требует больших вложений, государство готово разделить эти инвестиции.

— В Казахстане откажутся от платы за эмиссии уже с 2025 года. По словам министра, у предприятий остаются свободные деньги, которые они будут реинвестировать в НДТ. Если сегодня предприятия платят порядка 90-95 миллиардов тенге за эмиссии и, кроме этого, более 140 миллиардов тенге тратят на природоохранные мероприятия, что в сумме дает 240-250 миллиардов тенге, то эти деньги будут оставаться у них в течение 10 лет, это уже значительная сумма. Фактически это осознанный выбор партнерства, когда мы поддержали бизнес, тот самый баланс между экономикой и экологией. Потому что многие предприятия не выдержали бы финансовой нагрузки по внедрению НДТ, — пояснил глава ведомства.

Если предприятия отказались бы от внедрения НДТ, то плата за выбросы для них станет дороже. Она начинает расти сначала в два, потом в четыре, далее в восемь раз.

Кроме того, что загрязнители должны будут перейти на новые технологии, также в каждом регионе Казахстана разработан план улучшения экологической ситуации.

— Например, с «АрселорМиттал Темиртау» мы договорились, что в течение трех-четырех лет они должны снизить свои выбросы на 30 процентов. Похожих договоренностей достигли и с «Казцинком», — добавил министр.

Ранее президент страны, выступая на саммите ООН по климату, отметил, что Казахстан готовит концепцию по низкоуглеродной экономике до 2050 года и к 2060 году страна собирается достичь нейтрального углеродного следа, то есть максимально перейти на зеленую экономику. Использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в стране в 2025 году должно составлять не менее пяти процентов.

Ужесточение наказания за вырубку деревьев, выброс мусора в неположенном месте, жестокое обращение с животными также нашло свое отражение в документе. К примеру, ужесточили наказание за вырубку деревьев из Красной книги с 6 до 1000 МРП (2 778 000), возможен даже арест.

По мнению Магзума Мирзагалиева, «кодекс получился достаточно зеленым документом».