История Личность Реалии дня Рухани Жаңғыру

Учитель-творец

Л. Малахова вспоминает своего педагога – Каюма Мухамедханова, который привил любовь к литературе не одному поколению студентов.

1957 год. Первый курс историко-филологического факультета, нас 42 человека, группа разновозрастная: кто-то после школы, кто-то имел уже опыт работы, а были и те, кто сдавал экзамены в солдатских гимнастерках, еще не окончив службу в армии. Всех нас объединило чувство времени: особое время в развитии общества, годы оживления социальной и духовной жизни, развития новых взглядов, особое ощущение необходимости знаний, без чего не мыслилось улучшение жизни в стране. Все это в сочетании с трудолюбием рождало тех, кого потом назвали «шестидесятниками».В студенческое время нам удивительно повезло с педагогами. Мы слушали лекции А.В.Музычки и И.М.Войновой, Л.М.Перелыгина и М.И.Шаталина, Ж.Г.Чакенова и А.М.Ислямова и др. С чувством глубокой признательности мы вспоминаем К.М.Мухамедханова.

В аудиторию входил красивый, аккуратно и строго одетый человек с одухотворенным лицом, внимательно оглядывал нас и начинал говорить тихим голосом. Наша шумная аудитория вмиг замолкала и старалась не пропустить ни одного слова. Каюм Мухамедханович никогда не читал лекций с листа, он знал текст наизусть. Мы оказывались в плену огромных знаний, неподдельных эмоций педагога, который так умел говорить о литературе, что мы, студенты, сопереживали героям произведений, воображение уносило нас в те далекие времена, когда литературой были мифы, легенды, предания, когда правдивое слово акынов, певцов-жырау ценилось в народе, перед их авторитетом склонялись головы ханов. Звучал голос Каюма Мухамедхановича и на казахском и на русском языках, и мы не замечали этих переходов, вдохновенные строки, дошедшие из истории и памяти народной, западали в душу:

Даже хан, отрекшийся от справедливости,
Не будет удостоен могилы!
Горькое одиночество ждет того,
Кто не верит друзьям…
Забыл ты родную степь,
И болит душа старого певца-жырау…
Не вноси же раздора и братоубийства
В единую семью!
Кривые пути, хан,
Ведут во мрак.
От тебя зависит сейчас
Быть светлой заре или черной буре

Какой свободой и вечной истиной веяло от этих строк, а в 1957 году еще не прошел тот сковывающий душу и уста страх, еще только начинали ощущать чувство свободы. У многих педагогов нашего вуза тогда были непростые судьбы, сложная жизнь, и дорога совсем не добровольная в наш Казахстан. Профессор А.В.Музычка из Львовского Университета жил свободным только на лекциях по русской литературе. Трудная судьба Каюма Мухамедхановича была известна в студенческой семье.

Мы очень любили лекции и беседы Каюма Мухамедхановича и потому, что он прекрасно знал историю родного края, в его рассказах оживали старые улицы и дома нашего города. Мы учились в здании, где учился М.О.Ауэзов, ходили по тем же коридорам и улицам. Мы видели рядом с Каюмом Мухамедхановичем старого педагога, с пышными усами, с копной вьющихся седых волос, величественной осанкой, – это был И.Я.Малахов, который учил русскому языку М.О.Ауэзова. Им было о ком и о чем поговорить.

Была в лекциях Каюма Мухамедхановича не только казахская литература, но и огромный резерв образованности, зрелой интеллигентности, он так умел читать, что эмоции текста волной переливались в душу, казахская литература изучалась в тесной связи с русской и мировой, восточной культурой и литературой. Как точно подбирал учитель тексты, чтобы не только мы полюбили поэзию, но и постигли истоки мудрости и руководствовались ими в жизни:

Чтоб мудро жизнь прожить,
Знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

После лекций мы бежали в библиотеку института, в библиотеку им. Н.В.Гоголя, чтобы взять тексты произведений, прочитать самим, ближе познакомиться с творчеством Омара Хаяма, Низами, самим окунуться в мир чувств, в историю жизни творцов таких замечательных строк.Каюм Мухамедханович представал перед нами не только педагогом, но и исследователем, по крупицам собирающим документы, тексты, воспоминания о поэтах и писателях Семипалатинского Прииртышья, которые еще не вошли в историю казахской литературы. Как много он знал о творчестве и жизни Абая, его современников, как вдохновенно читал его стихи:

Алла деген сөз жеңіл,
Аллаға ауыз қол емес.
Ынталы жүрек, шын көңіл
–Өзгесі хаққа жол емес.
Дененің барша қуаты
Өнерге салар бар күшін.
Жүректің ақыл суаты
Махаббат қылса тәңрі үшін
.

После строк Абая звучали размышления Каюма Мухамедхановича о философии жизни, о том, что человеку предназначено жить, творить и действовать, что невежество преодолевается активным познанием, что разум дан человеку, чтобы он познал сотворенный мир и сделал свое познание орудием достижения высшей цели.К.Мухамедханов открыл и сохранил для мировой литературы поэтическую школу Абая, ставшую смыслом всей его жизни. Он проложил дорогу многим исследователям для активного изучения литературоведческого краеведения и творчества поэтов абаевского окружения.

Говорят, что учитель живет в делах его учеников. Каюм Мухамедханович прожил жизнь счастливого учителя. Среди его многочисленных учеников и последователей, к примеру, А.С.Еспенбетов – доктор филологических наук, профессор. Каюм Мухамедханович отметил Арапа Слямовича своим вниманием со студенческих лет, оценил его увлеченность, трудолюбие, пытливость. Я видела, как часто они беседовали, разбирали пожелтевшие рукописные страницы. Эти беседы – первые шаги будущего доктора наук в казахскую филологию.Многие ученики Каюма Мухамедханова стали талантливыми литературными критиками, журналистами, педагогами, писателями и поэтами. А их творческому становлению во многом способствовал Каюм-ага. Письма признания и благодарности Учителю могут составить не одну книгу.

К числу последователей К.Мухамедханова можно отнести и тех, кто изначально не имел прямого отношения к литературному творчеству, но приобщился к миру поэзии благодаря общению с Каюмом Мухамедхановичем. Среди них – математики, физики, государственные деятели, словом, – люди самых разных профессий, посвятившие не одну книгу своему наставнику.Вот так через учеников и в учениках продлилась и жива творческая биография Каюма Мухамедханова – Учителя, Личности, который не принуждал, а побуждал к изучению литературы.Не гаснет искра знаний, вложенная учителем-творцом К.Мухамедхановым в души пытливых учеников, из этой искры разгорается факел, который еще долго будет освещать путь пытливому уму, идушему по тернистому пути познания.