История Музей Достоевского Рухани Жаңғыру

О казахской национальной женской моде

Издревле казашки одевались с особым вкусом и подчёркнутой изысканностью. Для своего времени казахская мода была очень смелой и совершенно непохожей на все прочие. Материал, подготовленный специалистом Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского Салтанат Сексембаевой, рассказывает о вкусах и типичной моде казахской женщины дореволюционных времен.

В Средние века женщины Казахской степи обладали немыслимой по тем временам свободой, что подтверждают многочисленные свидетельства современников. Вот что пишет о казашках 19 века Григорий Потанин: “Казашки на голову выше всех прочих степнячек не только по красоте, но и по чистоплотности, дочери наших степей любили щеголять в белоснежных одеяниях и находили возможность чистотой поддерживать своё реноме (репутацию) “парижанок степи”. Великие сыны своего народа утверждали, что самая лучшая – национальная одежда. Издревле казахские умельцы создавали своеобразную, самобытную, очень удобную одежду. Национальная одежда казахского народа занимает достойное место в этнографических музеях мира и на всемирных выставках. Дорогую национальную одежду преподносили и преподносят в знак признания уважаемым людям, а также иностранным гостям. Например, подарить дорогой расшитый халат (шапан) значило и значит оказать особое почтение человеку.

Вдвойне, разумеется, манили взгляды исследователей юные девы. Особенно приятное впечатление производят девушки в 16-20 лет, недурны молодые женщины до 25 лет. Наблюдательные ценители отмечали, что у молодых – лёгкая, покачивающаяся походка. А для пущей неотразимости степные красавицы вовсю пользовались косметикой: белилами, румянами и жёлтой краской для пальцев. О привлекательности казашек упоминает и французский исследователь Жозев де Гинь, в Степи не бывавший, но собравший данные иезуитов: “Большинство женщин Касачьей орды высокие и стройные; несмотря на то что у них круглые и плоские лица, они не выглядят некрасивыми”.

О том же пишет и парижанин Ш.-Е. Ужфальви де Мезё-Ковёзд: “Когда женщина молода, черты её лица привлекательны. Лицо несколько плоское, но глаза и зубы великолепны, хороша, как правило, и фигура. В любом случае, лица у них более выразительны, чем у сартских женщин”. А вот что сообщает о дочках некоего Султана англичанка Люси Аткинсон, также сопровождавшая своего мужа в путешествии по казахской степи:“…Младшая, будучи очень хорошенькой, больше импонировала мне; её волосы, заплетённые множеством косичек, обрамляли лицо, на самой макушке она носила кокетливую шапочку. Она была стройной и невероятно грациозной в своих движениях. Её старшая сестра была совершенной амазонкой. … Я позавидовала её совершенству.”

Каждая женщина во все времена хочет выглядеть красиво, и в этом им помогает красивая одежда и во все времена свой стиль и своя мода. Национальная казахская одежда – это отражение традиций и исторических особенностей казахского народа. История национальной казахской одежды весьма богата, и при всем этом эти наряды актуальны и востребованы и в современной моде. В праздничной национальной одежде казахов использовалась вышивка, богатая отделка с множеством орнаментов. Изготавливался костюм из сукна, кожи, меха или войлока, а для богатых казахов – из привозных тканей, парчи и бархата. В женской одежде более четко, чем в мужской, прослеживаются существенные различия в зависимости от возраста и социального положения человека, ее носившего. Как и в любой другой культуре одежда казахов в традиционном обществе выполняла несколько функций.

Основная прагматическая функция одежды – защита человека от воздействия окружающей природной среды. Но, кроме этого, традиционный костюм играл и важнейшую «опознавательную» функцию: по тому, как и во что был одет человек, можно было определить не только его пол и возраст, но и социальный статус, родовую принадлежность. Женский комплекс одежды включал штаны, не распашную рубаху, часто служившую платьем, и верхнюю распашную одежду типа камзола и халата. Покрой рубахи-платья (көйлек) был туникообразный. Молодые женщины предпочитали красную или пеструю ткань, женщины среднего и пожилого возраста – ткань синего или белого цвета. С середины XIX в. платья стали шить из русского ситца.

Состоятельные казашки шили платья из шелка, атласа, бархата, парчи. Ворот у платьев был глухой, его обшивали отложным, а с середины XIX в. стоячим воротником. Незамужние девушки прикрывали грудь специальным нагрудником, а замужние женщины – нагрудной частью головного убора. К концу XIX в. получил распространение новый покрой платья: платье стали делать отрезным, с лифом и отрезной по талии юбкой. Именно этот вид платья и считается до настоящего времени национальным казахским. В конце 19 века в обиход казахов вошли ситец, бязь фабричного производства. Богатое сословие по-прежнему отдавали предпочтение шелкам, парче или бархату.

Давайте остановимся на каждой части наряда отдельно. Основной элемент женского костюма – койлек – это платье рубашечного покроя. Для торжественных случаев он был из дорогих материалов, для повседневной носки – из дешевых тканей.

Также девушки носили «камзол» – одежду, которая сверху пошита по фигуре, а книзу распахивается. Элементом казахского женского костюма также были штаны (нижние и верхние), которые особенно были незаменимы при верховой езде. Еще один элемент женского костюма – шапан – прямой халат с широкими рукавами. Свадебный его вариант обычно был из роскошной красной ткани.

Головные уборы напрямую отражали семейное положение женщины. Незамужние девушки носили тюбетейки. Для свадебной церемонии надевали высокий убор невесты – «саукеле», головной убор невесты в виде конуса, украшенный драгоценными камнями. Саукеле – очень дорогой головной убор невесты имеющий конусообразную форму. Высота саукеле 40-50 см. По народной примете, его макушку венчали перьями филина, оберегающие от сглаза. Обшитый дорогой тканью и драгоценными камнями, украшенный орнаментом, вышитым золотыми и серебряными нитями, нитями кораллов, бирюзы, сердолика, жемчуга, рубина, отороченный мехом, саукеле стоил очень дорого. С боков саукеле на грудь спускались вязанные ленты , придававшие ему особую красоту. От макушки убора до самой земли струился белый нежный шелк. Саукеле шили истинные мастерицы. Надевали такие головные уборы только девушки из богатых и знатных семей. По головному убору невесты оценивали состояние её семьи. Саукеле – не только головной убор невесты, но и воплощение высокого эстетического вкуса и менталитета казахского народа. Он подчёркивает трепетное отношение казахов к своим дочерям. По обычаю, саукеле надевают только невесты, его не обменивают, не дают вовремя пользование.

Казахские женщины очень много внимания уделяли украшениям. Девочки носили украшения с рождения, это обычно были магические обереги. После 10-летнего возраста девочка могла носить все украшения, которые соответствовали ее возрасту и социальному положению. Волосы также не оставались без внимания, их украшали звенящими подвесками «шолпы» и «шашбау», которые помимо декоративной функции, служили еще и оберегами девичьих кос. Эти украшения создавали своеобразный звон-мелодию, которые соответствовали девичьей походке. Бокебай – пуховый шарф, шаль. Касаба – девичий головной убор из дорогой ткани. Желек –тонкий шелковый платок (жауылык) для женщин пожилого возраста. Кимишек – старинный женский головной убор из белой ткани (иногда с вышитыми узорами по контуре выреза для лица) прикрывающий голову и плечи. Биртартар – головной платок женщин. Шали (салы) –шаль с бахромой, кеудеше – безрукавка. Камзол – плюшевая или бархатная женская одежда без воротника и рукавов, надетая поверх платья. Тон – теплая шуба из шкуры зверя , овцы. Койлек-женское платье из яркой ткани. Раньше женские платья шили с воротником-стойкой и длинными руками. Подол украшали оборками в два ряда.

В старину украшением женщин были длинные волосы. Красоту девушки оценивали по её волосам и стану. Украшением женщин были калыншаш – (густые волосы) и сумбилшаш (шелковые волосы). Волосы заплетали в две косы. Называли кос бурым, в одну – жалгыз бурым. Длинная коса с вплетенными в нее специальными украшениями для волос (шолпы) подчеркивала красоту девушки и придавала ей таинственность. Поэты, вдохновленные красотой девушки, слагали стихи , композиторы сочиняли музыку. Шолпы не только украшали, но и способствовали росту волос. Красивые шолпы со звоном носили только молодые девушки. Разновидностей шолпы было очень много: со звоном, с ремешком, с бусами, с колокольчиками. В зависимости от использованного металла они назывались алтыншолпы – золотой, кумисшолпы – серебряный. Шолпы с камешками делились на маржанды – с кораллом, меруерти –с жемчугом, акыкты – с агатом. Шашбау (шаш – волосы, бау – лента) – лента для кос, придающая им особое изящество, произведения прикладного искусства.

В народе сложено не мало песен о шашбау, украшенных драгоценными камнями, с бусинками на длинном серебряном шнурке или шнурке из дорогой ткани, вышитых золотыми и серебряными нитями, с прикрепленными на конце серебряными монетами. Такими шашбау очень дорожили. Длинные шашбау вплетались в косы.

Шашкап – чехол для волос, предохраняющий волосы от солнца, пыли во время работы. Шашкап шили по длине косы из бархата, велюра, пан-бархата синего, красного, черного цветов, вышивали узорами. Волосы считались особым даром Аллаха от Хуаны (праматери) и святой Биби Фатимы. Шолпы, шашбау, шаштеген, шашкап – это духовное возвеличение женщины, самого нежного и прекрасного творения природы, эстетический вклад наших предков в самобытную казахскую культуру.

Салтанат Сексембаева