краеведение Новости ВКО Рухани Жаңғыру

Дорога, построенная народом. 80-летие “Восточного кольца”

Много сейчас дорог в Восточном Казахстане. Но самая первая дорога, которая была построена необычным методом, больше не знает таких аналогов. Она была построена народом, и в этом году ей исполняется 80 лет со дня окончания строительства.

Восточный Казахстан  задыхался от бездорожья. Только сотая часть дорог имела гравийное покрытие. Весной и осенью многие районы, в том числе и Зыряновский, оказывались неделями отрезанными от всего мира. 

29 января 1940 года члены сельхозартели «Красный партизан» Кировского района на многолюдном собрании приняли обращение ко всем колхозникам Восточно-Казахстанской и Семипалатинской областей с призывом проложить методом народной стройки гравийную дорогу «Восточное кольцо». Этот призыв поддержали все колхозы и предприятия Восточного Казахстана. Первую очередь тракта Усть-Каменогорск – Бухтарма – Малокрасноярка – Самарка – Кокпекты – Георгиевка,  общей протяженностью 438 км,   было решено построить летом 1940 года.  Техники для строительства дорог в то время еще не было. Строительство дороги  «Восточное кольцо» стало всенародным делом. В практике дорожного строиельства эта огромная работа,  выполненная методом народной стройки, не имела себе равных. На помощь строителям были направлены лучшие квалифицированные инженерно-технические работники со всех областей Казахстана. Для строителей колхозников были подготовлены лопаты города Нижний Тагил Свердловской области и города Красноярска, кетмени в Джамбульской области, топоры и кувалды в Алматинской области.

До наступления тепла была проведена большая подготовительная работа: заготавливались лес и инструменты, ремонтировались брички и сбруя. К середине мая было изготовлено тачки, носилки, черенки для лопат, катальные доски, подготовлен необходимый запас взрывчатых веществ.  Были организованы краткосрочные курсы по подготовке дорожных бригадиров, учетчиков, десятников. Среди колхозников на стройку выбирались и отправлялись лучшие из лучших. 

После окончания весенне-полевых работ в конце  мая 1940 года колхозники 550 колхозов из 20 районов двух областей приступили к строительству первой очереди тракта.

За Зыряновским районом был закреплен один из самых трудоемких участков дороги протяженностью 10 километров в Пихтовом ущелье. За короткий срок нужно было вынуть более 100 тысяч  кубометров скального грунта, построить ряд мостов. С первых же дней стройки рабочие включились в социалистическое соревнование, выполняя дневную норму выработки на 150—200%, а затем на 300—400 и более.

16 июля 1940 года строители рапортовали Родине: «Строительство дороги «Восточное кольцо» по Восточно-Казахстанской области окончено». Силами колхозников в течение 42 рабочих дней построено 300 км гравийного шоссе, 190 мостов,  97 фильтрующих сооружений.  Выполнено 2 717 40  кубометров земляных работ, в том числе скальных щ 324 825 кубометров, раскорчевано 420 000 квадратных метров леса,  вывезено гравия и камня 254 990 кубометров. Гигантской подковой протянулась первая очередь тракта по двум областям на востоке Казахстана. Пройдя по горному Алтаю, он соединил две железные дороги и пять пристаней на Иртыше, коренным образом улучшив  транспортные связи в Бухтарминском, Зыряновском, Кировском, Самарском и  прилегающих к ним районах.

В строительстве дороги  участвовали  коммунисты, комсомольцы и молодежь Зыряновска и района. Большую  организационную, пропагандистскую работу на этой стройке вели работники Зыряновского райкома партии, выездная редакция газеты «Восточное кольцо» и  агитбригада, в которой участвовала  тогда комсомолка, учительница Тамара  Васильевна  Коростелева из Зыряновска.

В государственном   архиве  хранится  газета «Заря Востока»   от 19 июля  1983 года № 86, где  опубликованы   воспоминания Тамары в статье  «Восточное кольцо» – трасса героизма» о строительстве участка дороги  в Зыряновский  район. Это был один из самых трудных участков дороги

В 1940  году был  составлен план строительства дороги «Восточное кольцо». Райкомом партии и райисполкомом   были утверждены списки людей, едущих с предприятий, а в колхозах – списки бригад.  После окончания весеннего сева они в полном составе прибыли  к штабу строительства, который находился в Пихтовом  ущелье. Здесь они получили задание и разъехались по своим участкам.

Для руководства строительством начальником штаба был назначен первый секретарь райкома партии Александр Алексеевич Ухов, ранее присланный в Зыряновск, как комсомольский  работник из числа тех 25-тысячников, которых коммунистическая партия направляла в довоенные годы в народное хозяйство страны.  В штабе  на строительстве Восточного кольца» с ним работали Донченко-секретарь  райкома партии, Мещеряков – начальник райотдела НКВД, от райкома комсомола Василий Панин.   

На строительстве дороги, имеющей большое государственное  значение, работала выездная редакция, которую возглавлял Голобоков,  корректором работала Евдокия Ушакова, наборщиком и печатником была Анастасия Шабуняева. Газета  называлась «Восточное кольцо», размером одна восьмая часть печатного листа. Она выходила ежедневно, и строители с первых  же дней знали, как идет выполнение  плана на всех участках будущей дороги. Работал и радиоузел, где техником был Евгений Семенов. Медицинским пунктом  руководил Яков  Михайлович Степанчук.

На строительстве  действовали и другие службы: почта, швейные и сапожные мастерские. Работали магазин и столовая, в которой поварами трудились Таисия Андреевна Кругликова, Васса  Зверева и другие. Для культурного обслуживания строителей и агитационно-массовой работы на строительство прибыла культбригада.

По  решению  райисполкома и роно, на стройку прибыл пионерский хор школы имени Кирова. Дети  исполнили много песен со­ветских композиторов. Они пели пионерские, революционные и другие популярные песни тех лет.

Стахановцы  и ударники колхозных полей в первый же день строительства 23 мая 1940 года выполнили план на 150 процентов. Бригада Возовикова из колхоза «Украинец» и бригада Фоменко из колхоза «Первое мая» дали по 200 процентов. Соревнование набирало силу. Звеньевой Дмитрий Митрофанов завершил индивидуальное задание на 500 процентов. «Трудовое состязание за звание продолжается», – сообщала газета «Восточное кольцо». Настал день, когда члены бригады «Свободный труд» Галактион Козлов и Алексей Пермяков перешагнули рубеж 600 процентов.

Особое место на строительстве занимала бригада взрывников Зыряновского рудника. От умелого проведения взрывных работ и подготовки мест к ручному труду зависело многое. Лучшими среди взрывников были А.И. Кравченко, Ф.С. Пластеев, А.Н. Тараканков, техник Горяев, взрывники Чегдаев, А. Пирожков.  Ежедневное выполнение  заданий бригадой  составляло 400-450 процентов. Среди них была женщина – взрывник Аустра Бирзе, удивлявшая всех точностью  выполнения своей работы. Она пользовалась заслуженным уважением всех работавших на стройке людей.

Вторая очередь тракта    «Восточное кольцо» протяженностью 361,7 километра была построена в еще более сжатые сроки – за 26 рабочих дней в 1941 году.

Построен 381 мост общей протяженностью 2 000 метров.

В Восточно-Казахстанском областном государственном архиве о строительстве дороги «Восточное кольцо» хранится множество документов. В них есть сводки о ходе строительства тракта, списки – характеристики стахановцев, списки награжденных за работу и внесенных в Книгу почета строительства. 

В труде строителей “Восточного кольца” нашли вдохновение многие писатели и поэты Казахстана, в том числе Мухтар Ауэзов и народный акын Нурлыбек Баймуратов, Павел Кузнецов и Дмитрий Снегин. М. Ауэзов на основе поездки в ВКО летом 1940 года на страницах областной газеты “Екпінді” (ныне “Семей таны”) и республиканских газет “Социалистік Қазақстан” и “Лениншіл жас” опубликовал документальный очерк под названием “Оның аты екінші” (“Второй участок”). Позднее очерк был превращен мастером слова в документальную повесть, и она вошла в полное собрание сочинений.

Источник: Официальный интернет-ресурс Государственного архива ВКО и его филиалы