• 22 ноября, 2024

Как осиротел Запад или Братские разборки по-ирландски

Тема отцов и детей, равно, как и тема близкородственных отношений уже давно и прочно вошла в литературно-театральный обиход. Романы, повести, пьесы, да что говорить — даже песни и стихи — столько всего сложено и сказано об отношениях сестёр и братьев. Но с такого ракурса, как сегодня увидели семейчане на сцене театра им. Достоевского, видел и слышал мало кто.

Представьте самый обычный ирландский городишко, с населением всего-то лишь в несколько сотен человек. Что там может происходить, помимо ежедневного, беспросветного труда. Правильно: ежедневное беспробудное пьянство. В постановке режиссёра Рачи Махатаева ирландская глубинка представляется именно такой: безнадёжно пьющей, пахнущей застарелым виски и табачным дымом, полной отчаяния и отсутствием каких-либо перспектив.

Сюжет пьесы поставлен на очень непростых отношениях двух родных братьев, которые вопреки всем законам и канонам церкви и морали люто друг друга ненавидят, не упуская возможности как следует напакостить один другому. Страшно? Бесспорно. Но ведь так случается и в жизни, даже без участия режиссёров и артистов. Тем глубже ощущения, тем больше благодарность труппе и режиссёру, которые, не покладая рук, работали над премьерой такого сложного спектакля.

Особая роль в постановке отведена проповеднику Уэлшу. Католический священник точно так же не прочь пропустить по стаканчику (а то и не по одному), но заложенная в нём с ранней семинарской юности любовь к Всевышнему не позволяет ему пуститься во все тяжкие и оставить свою, пусть бесполезную, но такую важную работу по спасению заблудших душ. А душ в городишке заплутало немало: совсем юная девушка, у которой всё впереди, собирает бутылки и продаёт самогон, монашки пьют, даже похороны превращаются в гротескный фарс, где вместо того, чтобы горевать по усопшему, люди только и ждут свободной минутки, чтобы приложиться к бутылочке, а то и потребовать традиционного угощения. Упадок нравов вгоняет проповедника в депрессию, он всё чаще и чаще выпивает, пытаясь помирить братьев, пока не узнает, что гибель их отца — вовсе не несчастный случай, а дело рук одного из них.

Утратив веру в высшие силы и в людей тоже, священник уходит на старую пристань и топится в озере, перед этим оставляя предсмертную записку братьям. Те читают её, пытаются раскаяться, но всё это очень быстро перерастает в обычную для них свару, а после и вовсе заканчивается перестрелкой.

Жизнь многогранна во всех её проявлениях. И, к сожалению, увиденное семейчанами сегодня на сцене, случается и за стенами театров, кино и библиотек. Задача искусства здесь: обнажить наиболее неприглядные язвы социума и дать возможность людям самим задуматься о недопустимости… Недопустимости чего? Тут уж вам решать.

Динмухамед Бейсембаев

Фото автора