Спектакль сорвал овации зрительного зала в Нур-Султане, куда труппа ездила на гастроли в мае. Теперь постановку авторов Вольтера Шмидта и Георга Штаудахера увидели и семейчане.
XXI век пришёл на планету в тот момент, когда она полнилась противоречиями. Мир содрогался от невероятного количества локальных войн, едва завершились лихие девяностые, а некоторым государствам едва исполнилось 10 лет. И именно в это время многим людям пришлось осознать, что в новом веке всё будет по новому. И уже не будет так, как было когда-то.
Громко заявила о себе проблема травли в школах — буллинга, проблема детских и подростковых суицидов. Всему виной стали противоречия, на части разрывавшие общество: взрослым было просто некогда следить за детьми, и они вступали в сложный жизненный период, чувствуя одиночество и не видя поддержки. Таких «одиноких» подростков было большинство. Первыми с негативной точки зрения заявили о себе ученики школы «Колумбайн» в штате Колорадо Эрик Харрис и Дилан Клиболд, убившие 13 человек. Об этом инциденте можно прочесть тут. Этим событием, по сути, завершился XX век, и уже в веке XIX у Харриса и Клиболда появилось множество подражателей.
Спектакль «Кома» полон собирательных образов, он описывает не реальную, конкретно взятую ситуацию, а все те случаи, которые происходили в школах и колледжах по всему миру. К сожалению, у авторов спектакля было достаточно материала для изучения.
Артисты театра-студии «Четвёртая стена» под руководством Инны Семененко, а также их друзья и коллеги из молодёжного театра «Glueck» сумели показать именно тот надрыв и именно то обилие противоречий, которое свойственно вообще всем подросткам, а «миллениалам» и подавно. Каждый молодой артист (а средний возраст труппы 19-20 лет) чётко прочувствовал своего персонажа, был с ним «заодно», словно всегда был с ним знаком. Истерики, которые зрители увидели на сцене, не были наигранными или механически вышколенными на многочасовых репетициях: ребята выложились на сцене на все 100%, ведь они не понаслышке знают, что такое быть подростком в стремительно меняющемся мире.
Руководитель труппы Инна Семененко отметила, что у спектакля, равно как и у его персонажей, непростая судьба:
— Вообще эта постановка должна была быть иммерсивной, то есть, грубо говоря, спектаклем-бродилкой. Мы планировали поставить его в стенах самой настоящей школы и зрители участвовали бы в нём так же, как и артисты, что сделало бы атмосферу ещё более полной. К сожалению, не вышло, но тем не менее, этот спектакль мы повезли в Нур-Султан, где, надеемся, выступили на хорошем уровне. Это очень сложная постановка, как сложны вопросы и проблемы, которые поднимаются в ней, — рассказала Инна Семененко.
Нам — взрослым — давно бы пора понять, что нет в мире ничего более важного, чем семья и дети. Потому что наши сегодняшние подростки, юноши и девушки, завтра будут точно так же ходить на работу, совершать покупки, воспитывать уже своих детей. И очень не хочется, чтобы их детям не осталось места в их жизни, а временные противоречия, которые являются неизбежными спутниками пубертата, стали их вечным клеймом.
Динмухамед Бейсембаев
Фото автора