Архитектура Музей Невзоровых Реалии дня

Дворец и музей

Есть в Семее очень красивое историческое здание, в котором непременно стоит побывать не только каждому жителю города, но и гостям, приезжающим сюда. Настоящий дворец, наполненный не просто предметами искусства, а самой атмосферой творчества, но в то же время уютный и гостеприимный. Это старинный двухэтажный особняк, принадлежавший семье купцов Степановых, в котором сейчас располагается Восточно-Казахстанский музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых.

Сама история появления в Семипалатинске такого выдающегося собрания картин очень интересна и необычна, но об этом могут рассказать и в самом музее. Мы же раскроем не менее интересные подробности жизни в этом особняке в конце 19 века и увидим, что основы для храма искусств были заложены уже тогда. Еще более интересна и захватывающа история семейства Степановых, очень много сделавших для нашего города, а также их взаимоотношения.

Комплекс начал строиться в 1876 году и закончен был в 1878-79 годах. Два больших корпуса были жилыми, а третий, вытянутый в длину, был занят оптовым складом вина, ведерной и квартирой управляющего этим складом. В 1889 году в главном корпусе были выстроены каменные лестницы вместо бывших там деревянных.

Именно в этом доме с 25 июля по 7 августа 1889 года останавливался знаменитый французский путешественник Г.Гавриил Бонвало и сын Герцога Шартрского, Его Высочество Принц Генрих Орлеанский. В одном из документов прямо было записано – «остановились в лучшей квартире города – доме вдовы Степановой».

Первые театральные постановки

Супруге основателя купеческой династии Степановых Федора Степанова – Евгении Петровне, дочери подмастерья змеиногорского рудника – удалось создать в доме атмосферу культурного очага Семипалатинска. Дорогая европейская мебель, развешанные на стенах дома редкие картины, рояль, специальный зал и сцена для проведения домашних балов и спектаклей – все это создавало обстановку настоящего мещанского интеллигентного уюта.

В июле 1873 года в Семипалатинске было открыто дамское попечительное о бедных общество, инициаторами создания которого выступили 12 семипалатинских дам во главе с супругой военного губернатора области Лидией Полторацкой, в их числе была и Евгения Степанова.

Основная цель общества – доставление приюта для неимущих престарелых и сирот. Женщины содержали на свои средства детский приют, богадельню и выдавали массу пособий и ссуд.

Кроме приема значительных сумм пожертвований члены общества устраивали концерты и спектакли, сбор с которых пополнял кассу общества.

Это, кстати, и были первые концерты и театральные постановки в Семипалатинске.

Мероприятия по сбору средств для названного общества проходили также и в частных домах. Нередко это был дом-дворец Степановых. Активная деятельность Евгении Петровны в устройстве концертов и спектаклей для благотворительных целей, скорее всего, и сыграла свою роль в обустройстве специального зала со сценой в доме. В сохранившихся в краеведческом музее номерах местной газеты «Семипалатинские областные ведомости» за 1887 год есть опубликованные отчеты о проведении благотворительных литературно-музыкальных и музыкально-вокальных вечеров в доме Степановых с бесплатным предоставлением хозяевами рояля и освещения.

В июле 1890 года в Семипалатинске учреждается Общество любителей музыки и драматического искусства в составе 24 человек, одной из них была и Евгения Степанова.

Перестройка 

После смерти Евгении Петровны дом Степановых перестал быть очагом культуры, и приемный сын Степановых Михаил, дождавшись официального введения этого комплекса в его собственность в мае 1897 года, буквально через 5 месяцев продал его усть-каменогорскому мещанину Ефиму Щеглову за 30 тысяч рублей. Новый хозяин вскоре умирает, и опекун над его имуществом и детьми отдал это сооружение в аренду на 5 лет под помещение открываемого Семипалатинского Окружного суда. Затем аренда была продлена.

Остается открытым один вопрос – куда делась коллекция картин, мебель и имущество, которыми был наполнен дом Степановых и кто ими распорядился: или Михаил Степанов, или новый владелец дома Щеглов, или кто-то из дочерей Степановых?

Построенный под частное пользование комплекс не мог полностью удовлетворить потребности размещенной государственной структуры, поэтому сразу возник вопрос о его перепланировке.

В 1915 году строительно-ремонтные работы в здании были завершены – соединили пристройкой два здания, перестроены кабинеты и провели паро-водяное отопление вместо печного. В здании осталось только 3 голландских и 3 утермарковских печи.

В 20-х гг Окружной суд был переименован в Губернский суд.

На планах 1925 года видно, что Губернский суд занял только два из трех существовавших в комплексе зданий, как раз те, что сейчас занимает музей семьи Невзоровых. Со времени составления данного плана – с 1925 года и до наших дней – больших архитектурных изменений внешнего вида не произошло, только добавились колонны перед центральным входом, и в ограде Областным Управлением Внутренних дел было выстроено в 70-е годы 20 века здание, где размещался ведомственный зал заседаний, столовая, лаборатория и т.д.

После революции это здание в январе 1919 года было занято военными, а суд был переведен в здание Учительской семинарии. С приходом советской власти здание занималось различными военными и медицинскими учреждениями вплоть до мая 1927 года. За этот период никакой ремонт здесь не проводился, поэтому в то время оно было в весьма неприглядном виде – разбитые окна, осыпавшаяся штукатурка, выбитые двери и т.д.

В мае 1927 года Губсуд сдал свое здание в аренду Губисполкому с условием проведения арендатором капитального ремонта.

В мае 1951 г. Был утвержден план пристройки, которая соединила два здания по улице Орджоникидзе (быв.Степановская, сейчас Беспаева), с построением центрального входа в здание Облисполкома по этой улице, старый вход под ул.Пушкина остался для Обкома партии.

С 1998 года в этом историко-архитектурном памятнике была размещена подаренная городу известным коллекционером Невзоровым коллекция бесценных картин, и бывший комплекс купеческих домов Степановых приобрел новый статус – музея изобразительных искусств им.семьи Невзоровых.

Продолжение следует…

Наталья Перцева по материалам книги В.Кашляка «Семипалатинские арабески» т.1

Фото предоставил Михаил Ситуда