• 29 июля, 2021

О чем мечтают педагоги?

Ноя 29, 2018

Проект закона «О статусе педагога» активно обсуждают работники образования в предпоследний месяц года. Учителя со всего Казахстана каждый день вносят свои предложения, рассказывают о нынешней ситуации в учительской среде и просят учесть все минусы существующей системы.

Напомним, концепция проекта была разработана по поручению президента Нурсултана Назарбаева в рамках Послания народу Казахстана от 5 октября 2018 года.

«Считаю необходимым разработать и принять в следующем году Закон «О статусе педагога». Он должен предусмотреть все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций, сократить нагрузку, оградить от непредвиденных проверок и несвойственных функций», – говорится в послании.

В результате 22 октября на официальном интернет-ресурсе Министерства образования и науки РК и на сайте республиканской общественно-политической газеты «Білімді Ел» была размещена концепция проекта закона «О статусе педагога», а кроме того и “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам снижения нагрузки на ученика и учителя”.

На что же надеются и чего ждут от нового закона педагоги Казахстана? Мы подробно изучили предложения педагогов по законопроекту.

Как оказалось, подавляющее большинство учителей, принявших участие в обсуждении проекта, просит утвердить в законе выслугу лет по педагогическому стажу. Одни предлагают 25, а другие 35 лет. Кроме того, педагоги призывают законодателей отменить такое требование, как «непрерывный стаж».

Прошу вас, донесите до рабочей группы по созданию закона «О статусе педагога», чтобы в части статьи «О выходе на пенсию» убрали слово НЕПРЕРЫВНЫЙ стаж. 25 лет педстажа есть, 55 лет исполнилось и всё. В 90-е годы масса учителей подвергалась сокращениям! Масса учителей лишились работы не по собственной воле. Это несправедливо и обидно. Мне 55 лет, стаж – 32 года. Стаж прерван в 1999 г. Мне работать до 63 лет? Кому-то 25 лет, а мне 40? За что? – просит ответить на риторический уже вопрос педагог Валерия Руслановна Чибирева.

Ещё одно предложение, которое больше напоминает мольбу о помощи – это пересмотр пенсионного возраста для педагогов: женщинам – 55 лет, мужчинам в 60 лет.

Педагог вправе выйти на пенсию раньше 63 лет. У всех учителей, кто отработал более 25 лет, имеется гипертония, ИБС – это уже не вполне здоровые люди. К тому же нужно время, чтобы адаптироваться к постоянным реформам в образовании. Это стресс, – выразила своё мнение учитель Зауреш Махатова на сайте газеты «Білімді Ел».

Много вопросов, по словам учителей, вызывают бессмысленные и притом частые проверки со стороны различных госорганов. Работники образования просят прекратить привлекать их к ремонту кабинетов за свой счет, к подворовым обходам и субботникам. Предоставить учителям право выбора даты выхода в трудовой отпуск в летнее время. Снабжать учителей бумагой, мелом и прочими «рабочими инструментами», поскольку сейчас во многих школах подобным оснащением занимаются либо родители, либо сами педагоги.

Учителя также предлагают внести в будущий закон норму, которая четко бы устанавливала ответственность родителей за совершенные правонарушения их детьми во внеурочное время.

На практике, в случае правонарушений, в отделы полиции вызывают директора, завуча, психолога школы. Причем вызвать могут в любое время суток. Затем пишутся представления в отдел образования, отдел образования требует от директора объяснительные и налагает дисциплинарное взыскание, – сетуют школьные педагоги повсеместно.

Крайне интересное, на наш взгляд, предложение внёс интернет-пользователь по имени Айдар. Он коротко и чётко выразил свои требования. Пока его коллеги предлагали подумать о повышении зарплаты, он чётко обозначил сумму. Приводим дословный комментарий с сайта «Білімді Ел»:

Педагогу установить следующее: 1. Зарплата не менее 300 тыс. тенге. 2. Давать бесплатно квартиру. 3. Санаторное бесплатное лечение. 4. Не увольнять по возрасту, если человек физически здоров. 5. На день учителя премировать в размере не менее одного оклада. 6. Не заставлять учить английский язык. По его желанию обучать бесплатно. 7. Тем, кто едет работать в аул или село, давать сразу дом. Обеспечить интернетом и пр.

В целом казахстанские учителя рады тому, что о статусе педагогов наконец-то задумались. Но, по мнению преподавателей колледжей и лицеев, в будущем законе основное внимание уделяется школьным учителям, а о работниках средне-специальных учреждений образования говорится мало.

По мнению создателей концепции, закон «О статусе педагога» необходим для исправления положения учителя, которое все еще не способствует притоку и удержанию квалифицированных кадров.

Накануне тридцатилетия Независимости республики профессия педагога все еще остается наименее востребованной среди лучших выпускников школ. Так, средний балл на грант по педагогическим специальностям в 2018 году составил 78–84 балла из 140 возможных (наиболее низкий балл среди специальностей). Более того, подавляющее большинство обучающихся (70-80%) поступают на педагогические специальности на платной основе с еще более низким баллом – 50, – говорится в концепции.

После разработки проектов Министерство планируется организовать во всех регионах Казахстана встречи с целью обсуждения двух вышеназванных законопроектов.

Альбина Халел