Подготовка к зиме-2018 вновь ознаменовалась сражениями на поле битвы за уголь. Ажиотаж, созданный слухами о резком подорожании твердого топлива, подогревают реализаторы, перепродающие уголь с тупиков. Дайте нам работать, кормить семьи — требуют владельцы машин. Обеспечьте фиксированную адекватную цену и доступность для населения — требует акимат. Дайте нам больше угля и все будет в порядке — обещают владельцы тупиков, где отгружают уголь. Аким Семея Ермак Салимов выслушал доводы сторон и проверил, кому действительно не хватает угля, а кто наживается на сезонной продаже.
Цена угля с борта на разрезе «Каражыра» — 6200 за тонну, с железнодорожного тупика в Семее — 7400 тенге. Однако реально уголь обходится семейчанам по цене от 9 тысяч тенге, ведь у рядового заказчика нет грузовой машины, чтобы поехать на ней за углем. Владельцу частного дома проще позвонить и заказать топливо с доставкой до дверей.
Удержать цены на уголь в разумных пределах и обеспечить доступность его для всех слоев населения — на сегодня главная задача, которую решают в акимате Семея.
Для этого заключен Меморандум о поставке угля с АО «Каражыра», а также достигнута договоренность с ТОО «Жигер-СТ» о создании ими транспортной компании, которая будет обеспечивать население углем с доставкой по фиксированной цене.
— Мы сегодня взяли списки по линии собеса, от предприятий — кто нуждается в угле и в каком объеме, кому-то 3 тонны, кому 5 необходимо, — рассказал аким Семея Ермак Салимов. — Эти списки мы отдаем этой транспортной компании, которые связываются с жителями и в удобное для них время по фиксированной цене доставят. В этом случае нам известна конечная цена — 8600 тенге за тонну, до конца года эта цена меняться не будет. Но у жителя, конечно, есть право выбора — он может нанять машину, может приехать на своей — никто не запрещает. Но тогда уже будет другая цена, которую устанавливает перекупщик.
И вот этих перекупщиков, которые сейчас толпятся у ворот тупиков и устраивают бои за право проехать первым, будут тщательно проверять, отметил Ермак Салимов. Если для него это способ заработать — то у него обязательно должно быть свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя. И если его нет, то будут применяться санкции — на первый раз предупреждение, впоследствии могут даже изъять машину.
Дайте нам работать!
Однако у водителей, занимающихся доставкой угля, своя точка зрения на ситуацию.
— Проблема у нас в отсутствии угля, вот стоим, бьемся за него, не можем ни домой взять, ни соседям, что уж тут о продаже говорить, — возмущается водитель Вячеслав. — Что в прошлом году была напряженная ситуация, что в этом — ничего не изменилось. Нас делают козлами отпущения, а проблема в поставках угля — нет его. На нулевом тупике (по Знаменской трассе) пришло 5 вагонов, мы туда не пробились, бойня была, вернулись сюда (пос.Восточный). И здесь не можем загрузиться. А на третий тупик (на 72 квартале — прим.авт.) нас не пускают, не идет отгрузка. А нам тоже работать надо, детей, семью кормить.
Тем не менее, рассказывая это все, водители, мягко говоря, лукавят. У большинства из них, по их собственному признанию, нет свидетельства ИП, следовательно, предпринимательской деятельностью они занимаются незаконно и налоги не платят. К тому же, заявляя при акиме и журналистах цену на уголь 8500 тенге за тонну, на деле требуют не меньше 9 тыс. — в этом уже не раз убедилась первый заместитель председателя Семейского городского филиала партии «Нұр Отан» Зульфия Жамалтдинова, вместе с помощниками отслеживая ситуацию с обеспечением углем население.
Да и списки, предоставленные транспортной компанией, показали, что с утра на складе пос.Восточный загрузились 60 с лишним машин — а перед воротами столпилось около 30 грузовиков, следовательно как минимум два раза за день каждый уже успел загрузиться. На момент визита акима и журналистов на складе лежало около 200 тонн угля — то есть уголь в наличии имеется, другое дело, что его все-таки недостаточно, чтобы обеспечить растущую ближе к зиме потребность .
Также списки показали, что изо дня в день с утра на этот склад первой заезжает одна и та же машина — их записывают по номерам. Поэтому требования водителей грузовиков обеспечить нормальную очередь, чтобы они не били свои машины в лихорадочных попытках проникнуть за ворота, без их собственной инициативы, пожалуй, и невыполнимы. К тому же предложение акима выставить здесь пост дорожной полиции они восприняли без энтузиазма…
Социальный уголь — когда?
Тупик на 72 квартале, как оказалось, ТОО «Жигер СТ» отвели как раз под социальный уголь, который уже сейчас можно заказать по номеру телефона 631-631, 8 705 639 16 16 по цене 8600 тенге за тонну. Доставка производится грузовиками ИП, с которым ТОО «Жигер СТ» заключило договор. Всего имеется 7 машин, но планируется увеличить парк.
И вот здесь опять возникла проблема с поставками угля на тупики с разреза «Каражыра» — по словам заместителя директора ТОО «Жигер СТ» Вадима Мамаева, разрез не поставляет обещанные объемы топлива, из-за чего в итоге страдает потребитель. Очередь из заявок от жителей города длинная, а уголь на этот тупик 16 августа вообще не пришел.
— Мы не можем весь уголь отдать на доставку, мы же должны его отпускать и тем жителям, кто на своих машинах приезжает за углем, — оправдывался за отсутствовавшего директора заместитель. — Но центр доставки уже работает, можно позвонить и заказать уголь. В сутки приходит 350 тонн, этого не хватает с увеличением спроса. На тот тупик, откуда идут заказы, необходимо хотя бы 5 вагонов, мы их не получаем. Сегодня у нас «Каражыра» заявку не приняли, дали всего 3 вагона на 3 тупика.
Напомним, АО «Каражыра» испытывает проблемы с ж/д вагонами, которые АО «КТЖ» пообещало исправить к концу августа, чтобы обещанные 20 тонн угля поступали на тупики Семея ежедневно.
Побывав на складе, расположенном на 72 квартале, аким Семея остался не удовлетворен доводами представителя транспортной компании и потребовал выполнения договоренностей и четкой работы по доставке угля населению.
Наталья Перцева