Подготовка к зиме-2018 вновь ознаменовалась сражениями на поле битвы за уголь. Ажиотаж, созданный слухами о резком подорожании твердого топлива, подогревают реализаторы, перепродающие уголь с тупиков. Дайте нам работать, кормить семьи – требуют владельцы машин. Обеспечьте фиксированную адекватную цену и доступность для населения – требует акимат. Дайте нам больше угля и все будет в порядке – обещают владельцы тупиков, где отгружают уголь. Аким Семея Ермак Салимов выслушал доводы сторон и проверил, кому действительно не хватает угля, а кто наживается на сезонной продаже.
Цена угля с борта на разрезе “Каражыра” – 6200 за тонну, с железнодорожного тупика в Семее – 7400 тенге. Однако реально уголь обходится семейчанам по цене от 9 тысяч тенге, ведь у рядового заказчика нет грузовой машины, чтобы поехать на ней за углем. Владельцу частного дома проще позвонить и заказать топливо с доставкой до дверей.
Удержать цены на уголь в разумных пределах и обеспечить доступность его для всех слоев населения – на сегодня главная задача, которую решают в акимате Семея.
Для этого заключен Меморандум о поставке угля с АО “Каражыра”, а также достигнута договоренность с ТОО “Жигер-СТ” о создании ими транспортной компании, которая будет обеспечивать население углем с доставкой по фиксированной цене.
– Мы сегодня взяли списки по линии собеса, от предприятий – кто нуждается в угле и в каком объеме, кому-то 3 тонны, кому 5 необходимо, – рассказал аким Семея Ермак Салимов. – Эти списки мы отдаем этой транспортной компании, которые связываются с жителями и в удобное для них время по фиксированной цене доставят. В этом случае нам известна конечная цена – 8600 тенге за тонну, до конца года эта цена меняться не будет. Но у жителя, конечно, есть право выбора – он может нанять машину, может приехать на своей – никто не запрещает. Но тогда уже будет другая цена, которую устанавливает перекупщик.
И вот этих перекупщиков, которые сейчас толпятся у ворот тупиков и устраивают бои за право проехать первым, будут тщательно проверять, отметил Ермак Салимов. Если для него это способ заработать – то у него обязательно должно быть свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя. И если его нет, то будут применяться санкции – на первый раз предупреждение, впоследствии могут даже изъять машину.
Дайте нам работать!
Однако у водителей, занимающихся доставкой угля, своя точка зрения на ситуацию.
– Проблема у нас в отсутствии угля, вот стоим, бьемся за него, не можем ни домой взять, ни соседям, что уж тут о продаже говорить, – возмущается водитель Вячеслав. – Что в прошлом году была напряженная ситуация, что в этом – ничего не изменилось. Нас делают козлами отпущения, а проблема в поставках угля – нет его. На нулевом тупике (по Знаменской трассе) пришло 5 вагонов, мы туда не пробились, бойня была, вернулись сюда (пос.Восточный). И здесь не можем загрузиться. А на третий тупик (на 72 квартале – прим.авт.) нас не пускают, не идет отгрузка. А нам тоже работать надо, детей, семью кормить.
Тем не менее, рассказывая это все, водители, мягко говоря, лукавят. У большинства из них, по их собственному признанию, нет свидетельства ИП, следовательно, предпринимательской деятельностью они занимаются незаконно и налоги не платят. К тому же, заявляя при акиме и журналистах цену на уголь 8500 тенге за тонну, на деле требуют не меньше 9 тыс. – в этом уже не раз убедилась первый заместитель председателя Семейского городского филиала партии «Нұр Отан» Зульфия Жамалтдинова, вместе с помощниками отслеживая ситуацию с обеспечением углем население.
Да и списки, предоставленные транспортной компанией, показали, что с утра на складе пос.Восточный загрузились 60 с лишним машин – а перед воротами столпилось около 30 грузовиков, следовательно как минимум два раза за день каждый уже успел загрузиться. На момент визита акима и журналистов на складе лежало около 200 тонн угля – то есть уголь в наличии имеется, другое дело, что его все-таки недостаточно, чтобы обеспечить растущую ближе к зиме потребность .
Также списки показали, что изо дня в день с утра на этот склад первой заезжает одна и та же машина – их записывают по номерам. Поэтому требования водителей грузовиков обеспечить нормальную очередь, чтобы они не били свои машины в лихорадочных попытках проникнуть за ворота, без их собственной инициативы, пожалуй, и невыполнимы. К тому же предложение акима выставить здесь пост дорожной полиции они восприняли без энтузиазма…
Социальный уголь – когда?
Тупик на 72 квартале, как оказалось, ТОО “Жигер СТ” отвели как раз под социальный уголь, который уже сейчас можно заказать по номеру телефона 631-631, 8 705 639 16 16 по цене 8600 тенге за тонну. Доставка производится грузовиками ИП, с которым ТОО “Жигер СТ” заключило договор. Всего имеется 7 машин, но планируется увеличить парк.
И вот здесь опять возникла проблема с поставками угля на тупики с разреза “Каражыра” – по словам заместителя директора ТОО “Жигер СТ” Вадима Мамаева, разрез не поставляет обещанные объемы топлива, из-за чего в итоге страдает потребитель. Очередь из заявок от жителей города длинная, а уголь на этот тупик 16 августа вообще не пришел.
– Мы не можем весь уголь отдать на доставку, мы же должны его отпускать и тем жителям, кто на своих машинах приезжает за углем, – оправдывался за отсутствовавшего директора заместитель. – Но центр доставки уже работает, можно позвонить и заказать уголь. В сутки приходит 350 тонн, этого не хватает с увеличением спроса. На тот тупик, откуда идут заказы, необходимо хотя бы 5 вагонов, мы их не получаем. Сегодня у нас “Каражыра” заявку не приняли, дали всего 3 вагона на 3 тупика.
Напомним, АО “Каражыра” испытывает проблемы с ж/д вагонами, которые АО “КТЖ” пообещало исправить к концу августа, чтобы обещанные 20 тонн угля поступали на тупики Семея ежедневно.
Побывав на складе, расположенном на 72 квартале, аким Семея остался не удовлетворен доводами представителя транспортной компании и потребовал выполнения договоренностей и четкой работы по доставке угля населению.
Наталья Перцева