• 29 июля, 2021

В разрезе угля

Авг 13, 2018

В преддверии осени и предстоящей зимы – о скором наступлении которых ощутимо напомнила погода – вновь обострились страсти по углю. Как обеспечить бесперебойную поставку твердого топлива в города и районы области да еще и удержать адекватную цену на него, решали непосредственно на угольном разрезе “Каражыра”. Угля хватит на всех – заверили на карьере. Однако, чтобы избежать ажиотажа и боев за него, население просят запасаться топливом заранее.

Именно так поступило руководство нашего города с объектами здравоохранения и образования – начали закупать уголь заранее. По информации заместителя акима г.Семей Николая Ушакова, уже завезено порядка 500 тонн угля, заключены договоры со всеми объектами. Для населения за летний период завезли 21 тысячу тонн, продали 19 тысяч, поэтому запас угля в Семее имеется. Цена угля на тупике – 7400 тенге.

Тем не менее отдельные реализаторы твердого топлива как в нашем городе, так и по области уже начали пугать высокими ценами, которые якобы ближе к холодам и вовсе поднимутся до невиданных высот. К тому же основной перевозчик, АО “КТЖ”, вдруг оказался не готов доставлять большое количество угля – не хватает вагонов на эти цели, что также послужило причиной для разговоров о предстоящих перебоях с топливом по области и стране.

Для того, чтобы решить вопросы с доставкой и ценами и убедиться, что запасов твердого топлива хватит на долгую зиму, непосредственно на угольном карьере АО “Каражыра” организовали совещание с участием руководителя Управления ЖКХ и энергетики ВКО, АО “Қазақстан Темiр Жолы”, акима Семея, реализаторов угля, а также журналистов.

Запасник Родины

Угольное месторождение “Каражыра”, расположенное в Жанасемейском районе ВКО, в 130 км от Семея – одно из богатейших в Республике Казахстан. Социально ответственное предприятие обеспечивает, в первую очередь, коммунальную сферу, ТЭЦ Семея и Усть-Каменогорска, а также промышленность страны. К примеру, цементные заводы не только нашего города, но и Талды-Кургана, Алматы и др. работают на нашем угле. Добывается и перерабатывается как уголь для населения (куски которого должны быть определенного размера), так и энергетический. На территории работает несколько перерабатывающих комбинатов, строится еще один – более мощный. Уголь также отправляется на экспорт – в страны СНГ, также подключилась Польша, заинтересовалась Словакия.

Территория АО “Каражыра” открывается весовой площадкой, где отгружают уголь в подъезжающие грузовые машины. Ажиотажа нет, накопительная площадка перед карьером пустая, на весовой одна-две машины. По пути на карьер попались несколько грузовиков с углем, на обратном – также.

– Активность уже видна, в июле было отгружено 9,5 тыс.тонн, за 10 дней августа 10 тыс.тонн отгружено, примерно в сутки отгружается около 1000 тонн, – рассказал заместитель директора АО “Каражыра” по маркетингу Асет Сыдыков. – Становится больше машин – подается больше угля, склад работает 24 часа, пиковая погрузка – около 150-180 машин в сутки.

Машины приезжают не только из Семея, это и районы ВКО: Урджар, Маканчи и другие. Появились машины из Павлодара, Талды-Кургана и даже – впервые – из Караганды. Причины в том, что временно закрываются местные месторождения, да и цена угля “Каражыра” более низкая, чем по Казахстану.

– Если сравнить динамику прошлого года и 2018, то в прошлом году к этому времени было отгружено 2,900 тысяч тонн, в этом – 3,800 тыс.тонн. В прошлом году мы добыли 7 млн тонн угля, в этом году планка стоит до 8-8,200 млн тонн, – привел цифры генеральный директор АО “Каражыра” Маргулан Макишев. – Главная наша проблема, с которой мы столкнулись в летние месяцы – нехватка железнодорожных вагонов. Еще один проблемный момент – дорога на Кайнар отремонтирована благодаря акиму Семея, а вот 43 километра дороги республиканского значения необходимо наладить, машины бы ездили нормально.

Кроме того, чтобы предупредить повторение проблем с качеством продукции, компания в этом году приобрела новое современное оборудование, заработает новая сортировочная установка.

Горящий уголь

И поскольку запас угля имеется, отгрузка производится постоянно, теперь руководство Семея решает задачу, как обеспечить доступность его для населения. Между акиматом города и АО “Каражыра” заключен меморандум об обеспечении углем, и в общем мы находимся в самом выгодном положении даже географически, откуда же проблемы? Тем не менее перекупщики все равно умудряются задирать цены, при том, что отгрузочная цена с карьера: 6200 тенге за тонну. На железнодорожных тупиках в Семее уголь отпускается по цене 7400 тенге.

– Есть отдельные спекулятивно настроенные перевозчики, и эта схема у нас в городе уже сейчас начала работать, – отметил аким Семея Ермак Салимов. – У нас есть списки этих перевозчиков, которые каждый день заезжают на тупики, вывозят уголь на расстояние 100-200 метров, тут же его фасуют в мешки и продают населению по цене, которая доходит до 12 тысяч за тонну. Поэтому задача ставится перед компанией, которая имеет железнодорожные тупики, чтобы они создавали или привлекали свою транспортную компанию. Это обеспечит контроль и прозрачность ценообразования. Пусть они там тысячу накинут за доставку, но в любую точку города по фиксированной цене могли отправить.

Контроль за такими перевозчиками, задирающими цены, будет теперь осуществлять специальная комиссия: налоговый инспектор, дорожная полиция – которая будет проверять как наличие права заниматься предпринимательской деятельностью, так и техническое состояние машин.

Также аким Семея пообещал в ближайшее время провести рейд по ж/д тупикам и точкам реализации угля в городе.

Ну а чтобы избежать ажиотажа, руководство Семея и компании, реализующей уголь, обращается к горожанам с убедительной просьбой: закупать его не в октябре-ноябре, а пораньше.

 

Наталья Перцева