Конкурс для субъектов пассажирских перевозок Семея откладывается минимум на полгода. Об этом сообщил во время пресс-конференции аким города Ермак Салимов. Причинами такого решения послужила неготовность перевозчиков выполнять главные требования конкурса, а также подготовка города к внедрению электронного билетирования и оптимизации маршрутной сети.
Одним из главных требований к предпринимателям, работающим в сфере общественного пассажирского транспорта, уже не раз называлось приобретение новых автобусов, особенно крупного класса. Однако полностью пока только один автопарк Семея может похвастаться наличием таких машин.
Еще одно требование, выполнения которого жестко требует руководство города — это прозрачность доходов, обеспечить которую многие автопарки так и не смогли. Решить эту проблему как раз и должна внедряемая система электронного билетирования, которая уже успешно работает в Астане, российских городах и в Минске.
— Мы готовимся к проведению нового конкурса, но он должен пройти качественно с учетом тех ошибок, которые допускались в прошлые годы, и того опыта, который мы наработали, — отметил Ермак Салимов. — Первое: обязательно должно быть электронное билетирование, потому что, когда перевозчики очень настойчиво ставили вопрос о повышении тарифа, мы не могли отследить их расходную и доходную часть, чтобы проверить эти требования. Система электронного билетирования позволяет эту проблему решить. Еще одно требование — обязательное обновление автобусов, и они должны быть местного производства. Это обновление идет, но в рамках оптимизации маршрутной сети нам необходимо закупить еще 170 автобусов крупного, среднего и малого класса.
Для производства и оформления покупки автобусов в лизинг через государственные программы требуется определенное время, что так же послужило причиной переноса тендера.
Что касается оптимизации маршрутной сети, то в апреле этого года в схему были внесены последние изменения, с которыми все перевозчики были ознакомлены.С этого момента началась процедура подготовки проекта постановления акимата города об утверждении маршрутной сети. В настоящее время этот проект проходит процедуру регистрации.
Карточка или деньги?
Для внедрения системы электронного билетирования необходимо для начала выбрать поставщика такой системы.
— Наши специалисты выезжали в города, где уже работает такая система — Астана, Барнаул, Бийск и город Минск Республики Беларусь, — рассказал аким Семея Ермак Салимов, — где знакомились с ее особенностями.
После определения поставщика система будет внедрена во всех автотранспортных средствах общественного транспорта.
Однако более удобной для нашего города называют систему Kazintersoft, уже применяемую в Астане. От данной компании в Семее также уже внедрена и успешно работает система диспетчеризации общественного транспорта «BusReport». Предлагаемая система кондукторная с использованием мобильных терминалов (валидаторов). Валидаторы предоставляются перевозчикам на основании договора аренды либо приобретаются за счет перевозчика.
Таким образом, у пассажира остается выбор, как оплачивать проезд — привычным образом наличными деньгами либо картой. Также система позволяет определить, кто расплачивается данной картой — школьник до 15 лет, пенсионер или льготник. И после выявления точного процента перевозимых льготников на определенном маршруте уже будет решаться вопрос о субсидировании перевозчикам проезда этой категории людей.
Такая система позволит видеть также загруженность маршрута, что поможет распределять потоки транспорта.
В течение 10 дней на одном из городских маршрутов проводилось испытание этой системы, специалисты отмечают как плюсы, так и минусы, которые будут учтены при внедрении на все маршруты.
Штурм автобусов
Тем не менее при решении многих проблем общественного транспорта с удручающей регулярностью встает вопрос о регулярности его работы, о чем также спросили акима города во время пресс-конференции.
С большим постоянством пользователи соцсетей выкладывают снимки программы «InfoBus», на которых отчетливо видно, как, особенно в вечернее время и выходные дни, на некоторых маршрутах отсутствуют машины вообще.
Если проблему маршрутов №№5, 9, 37, 45 удалось решить, пусть и в судебном порядке, то на работу маршрута №35 горожане жалуются всегда. Это очень протяженный маршрут и к тому же единственный, на котором, к примеру, жители поселков Восход и Водный могут добраться до правобережной части города. На остановке «Центральный рынок» пассажиры порой ожидают его до 50-60 минут, и, когда тот наконец приезжает, в буквальном смысле штурмуют его, толпой накидываясь на двери.
Немало жалоб от жителей города на работу маршруток, которые ездят переполненными и вообще не останавливаются на некоторых остановках.
Аким города Ермак Салимов пообещал восстановить практику рейдов по автобусам с его участием, ведь, как показывает практика, это оказалось достаточно действенной мерой для мониторинга ситуации и воздействия на работников автопарков.
Наталья Перцева