В Семее вновь рассматривают возможность повышения тарифа на электроэнергию. Общественные слушания по этому горячему и актуальному вопросу прошли в библиотеке Абая 21 декабря при переполненном зале.
4 декабря 2017 года ТОО «Шыгысэнерготрейд» направило в Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан уведомление о предстоящем, с 4 января 2018 года, повышении среднеотпускного тарифа на услуги электроснабжения до 12,055 тенге/кВтч без НДС. Заявленный рост составил 8,5% (к 11,106 тенге/кВтч).
Следует отметить, что затраты на покупку от электростанций, занимающие в тарифе ТОО «Шыгысэнерготрейд» более 44%, оставлены на прежнем уровне.
Какие же на этот раз причины представляет основной поставщик услуги?
- увеличение затрат на на передачу электрической энергии по сетям АО «КЕGOK», АО «ВК РЭК» и прочих ЭПО, в связи с ростом тарифов, утвержденных уполномоченным органом;
- увеличение в 2,5 раза снабженческой надбавки, то есть снабженческих расходов и прибыли, в том числе и за счет включения процентов по банковскому кредиту на 2018 год; индексации заработной платы персонала; других затрат; включение прибыли и КПН в размере 60 миллионов тенге.
- убытки от дифференциации тарифа.
— Количество потребителей у нас ежегодно меняется, наблюдается прирост. В 2013 году было 483 000, а в 2017- 506 000. Тем не менее количество персонала неизменно: 242 человека обслуживают 506 000 людей. В среднем на одного сотрудника приходится 1900 потребителей. Ежедневно проводится огромная, масштабная, кропотливая работа. А уровень удовлетворенности потребителей, по итогам анкетирования, превышает 98%. Поэтому ТОО «Шыгысэнерготрейд» прикладывает всевозможные усилия, чтобы поддерживать высокие стандарты обслуживания,- прокомментировала заместитель руководителя ДКРЕМ ЗК и ПП МНЭ РК Людмила Устьянцева.
Также ТОО «Шыгысэнерготрейд» планирует закупить 30 касс (терминалов) по приему платежей без комиссии. Терминалы спасут ситуацию в 998 сельских населенных пунктах, так как там, в отличие от городов, кроме как на почту, людям некуда идти, чтобы оплатить счета. То есть компания не стоит на месте, а развивается.
Тем не менее общественники города выступили резко против предстоящего повышения.
Зульфия Жамалтдинова, заместитель председателя Семейского филиала партии «Нур Отан»:
— Вчера в 9 часов вечера в районе поселка «Северный», Красный Кордон выключается свет и его нет до 10 вечера. Целый час! Ко мне звонят люди и спрашивают: «Это авария или опять веерное отключение?» Я ответила, что завтра на слушании все выясню и уточню, а потом мысль возникает: «А может, правда, существует какая-то специальная система отключить свет и показать: «Как плохо, люди, вам без света!»? Сейчас вы мне говорите, что у вас работает телефон, я его специально записала. Вы сказали, что телефон в течение двух секунд ответит, но ничего подобного! Целый час телефон не отвечал, там было просто занято! И куда обращаться людям? Я хочу сказать, что в наше время даже такие мелочи очень сильно влияют на настроение населения. Мало того, что свет дорогой, так еще и его нет в качественном виде! На каком основании народ должен соглашаться на повышение тарифа, если электроэнергия осталась в том же плохом качестве?
Ответил представитель ТОО «Шыгысэнерготрейд»:
— Вчера действительно было отключение, произошла авария. Кабель вышел из строя, такое случается. Да, авария случилась, но это не говорит, что везде полностью исчезла электроэнергия. Одна линия отключилась, у нас ночами у нас работают 2 бригады, включили третью и где-то в течение 40 минут неполадки были устранены. У нас есть программа, мы каждый год снижаем аварийные отключения. Вся информация есть у нас на сайте, любой может ее просмотреть, все открыто.
Вопрос из зала, который беспокоит всех жителей Семея:
— Почему при отключении электроэнергии, например, в квартире, человек должен не только оплатить сумму по счету, но еще и немаленький штраф. Затем ехать за тридевять земель в офис компании, написать заявление и потом ждать день-два, потому что сразу абонента не подключают!? Неужели нельзя сделать эту процедуру проще? Заплатил — подключили…
Ответил на этот вопрос управляющий директор по техническим управлениям Жанабаев Бакытжан:
— Такая долгая процедура в целях хоть как-то наказать неплательщиков… А вообще, к 2020-му году мы планируем сделать ребрендинг данной процедуры, сделаем ее удобной для народа… Почему не сделали этого до сих пор?- потому что такие вещи требуют огромных затрат, которые опять же будут отражаться на тарифах…
Свое мнение также высказали общественники Николай Исаев, Марат Сасанов и другие. В итоге все пришли к единому мнению, что необходимо находить другие способы снижать затраты поставщика электроэнергии.
Окончательное решение по поводу того, повышать ли тариф, примет Департамент естественных монополий 3 января 2018 года.
Айнура Сабитова