Зооветеринарный институт с контингентом ежегодного набора студентов в 300 человек размещался в здании бывшей женской гимназии до декабря 1986 года, пока не случилась трагедия – сильный пожар, последствия которого до сих пор не устранены, а здание практически разрушено. Устояли только стены и перекрытия, которые, тем не менее, могут еще послужить жителям города.
А ведь был еще один крупный пожар зимой 1917 года, после которого здание восстанавливали всем Семипалатинском. Некоторые моменты этих двух пожаров совпали чуть ли не в точности – несоблюдение элементарных правил безопасности, начинались почти в один день, с одного и того же помещения, так же распространялся огонь и больше всего пострадали одни и те же места, даже нехватка воды в водопроводной сети и то присутствовала дважды.
Вечером 10 декабря 1917 года жители Семипалатинска услышали колокольный звон, раздававшийся с деревянной пожарной каланчи. Вывешенные на ней шары извещали о пожаре в центральной части города. Пожарная часть была поднята по тревоге, и через несколько минут по улицам города промчались конные упряжки с пожарными и необходимым снаряжением.
Загорелось здание женской гимназии, тогда еще двухэтажное.
Пожар начался в большом концертном зале (впоследствии – лекционный зал) от упавшей керосиновой лампы. Зал уже был празднично украшен елочными гирляндами и декорациями. Прибывшие пожарные быстро потушили огонь, и после наведения порядка поздно вечером все разошлись.
Но в 5 часов утра 11 декабря опять раздался тревожный набат. Здание гимназии опять окрасило окрестности алыми языками пламени, на куполах Знаменского собора заиграли зловещие отблески.
«Повторение пожара произошло из-за того, что вопреки инструкции пожарной командой не была оставлена дежурная часть для наблюдения за могущим продолжаться внутренним пожаром…». И вот опять замелькали медные каски пожарных, но «мороз и недостаток воды, за отсутствием напора из водонапорной станции задерживали скорость тушения огня».
Какое совпадение! Ведь именно эти причины сдерживали локализацию пожара в декабре 1986 года. А время начала? В 1917 году – 10 декабря вечером, в 1986 – 9 декабря также вечером.
Читаем в архивных документах:
«Огонь был сосредоточен во 2-м этаже, горели крыша и потолок. Вообще срединная часть здания внутри окончательно разрушена: потолок местами провалился, крыша вся разворочена… Внутренняя часть корпуса, угол Мещанской (Уранхаева) и Усть-Каменогорской (Чайжунусова), вся испорчена водой. Часть здания, выходящая на угол Усть-Каменогорской и Новосельской (пр.Шакарима), также значительно пострадала от воды: на протяжении всего коридора потолок вымок насквозь. Остался более сохраненным нижний этаж этой части здания».
«А громадная толпа праздных зевак и кучки солдат окружили горящую гимназию и… пальцем не хотели пошевелить для тушения пожара». Активное участие в тушении приняли учащиеся обеих гимназий и учительский персонал.
14 декабря 1917 года в местной газете было опубликовано письмо матери одной из гимназисток, в котором она обратилась к жителям г.Семипалатинска:
«Граждане, для просвещения Сибири и, в частности, Семипалатинска сделано до сего времени так мало, так ужасно преступно мало. Оставим же нашу рознь хоть в эти тревожные минуты, сплотимся в одну тесную семью и поможем гимназии возможно скорее стать по-прежнему на ноги. Требуются большие денежные средства, требуются материалы и рабочие руки… Поможем же мы сами, кто чем может…»
Различные организации города и горожане активно собирали средства для восстановления гимназии, даже ученицы, организовывая домашние спектакли и концерты, внесли посильный вклад. Уже в декабре в этот фонд внесли более 1500 тыс.рублей (всего ущерб был определен в 35 тыс.руб.).
К ремонту здания приступили сразу же после окончания пожара, и 18 января 1918 года в печати появилось объявление: «Здание женской гимназии почти готово. Кроме зала, который изолирован от других помещений, другие комнаты отделаны». Занятия намечалось начать с 20 января.
Пожар 1986 года нанес огромный ущерб этому зданию, оно сгорело полностью, кроме стен, вместе с крышей и межэтажными перекрытиями. Опять же удалось сохранить только первый этаж крыла здания, расположенного по ул.Кирова.
После этого пожара ряд руководителей городских организаций, а также простых граждан обращались с вопросом – куда можно сдать деньги на восстановление памятника архитектуры? Но в советское время это было запрещено – благотворительность не поощрялась.
В июле 1988 года Горсовет принял решение «разрешить Семипалатинскому зооветинституту восстановить главный корпус», но решение так и осталось только на бумаге.
Ну а потом грянула перестройка, и на долгие годы здание застыло посреди города немым укором потомкам, как, впрочем, и многие другие. Его несколько раз передавали в частные руки, но судьба его от этого не менялась. Быть может, теперь, с обретением нового хозяина что-то изменится?
Источник: «Семипалатинские арабески»том 2 В.Н.Кашляк