Аким Семея Ермак Салимов вновь устроил тест-драйв общественному транспорту. После того, как подняли тариф на проезд, горожане ждали хоть какого-то улучшения работы перевозчиков. Какие проблемы остались, а какие удалось сдвинуть с мертвой точки, выяснял аким, проехав в автобусах по наиболее популярным маршрутам города.
В поездке по городским маршрутам акима города сопровождал его заместитель Николай Ушаков, секретарь маслихата Бейсенбек Акжалов, специалисты отдела транспорта и автомобильных дорог. И первое, что бросилось в глаза Ермаку Салимову, когда он зашел в небольшой автобус маршрута №20 — окно, в котором вместо стекла были наклеены полосы скотча в несколько слоев, что является грубым нарушением правил перевозки пассажиров, представляющим опасность для людей.
И это — скорее правило, чем исключение. Переполненные автобусы, неудовлетворительное техническое состояние, грязь и пыль в салоне, невозможность дождаться транспорт в обеденное время — вот на что жаловались жители города Ермаку Салимову, порой даже не догадываясь, что перед ними руководитель администрации. Из позитивных моментов — семейчане отметили, что улучшилась регулярность работы маршрутного транспорта, а также то, что действительно можно уехать в вечернее время после 8 вечера. Но опять же — не на всех маршрутах.
Ситуацию с общественным транспортом в Семее контролируют в акимате, с 2016 года проводится мониторинг, по результатам которого с особо нерадивыми перевозчиками уже расторгаются договоры.
По выявленным нарушениям, в частности по регулярности движения маршрутов на перевозчиков ТОО «Семавтопарк» и ТОО «Азия Combi» поданы исковые заявления в суд по расторжению 3-х договоров, которые включают в себя 8 маршрутов (№№ 5,8,10,22,24,37,43 и 45). На сегодняшний день судом первой и второй инстанции договоры по этим маршрутам расторгнуты. Маршруты №№ 5,37 и 45 обслуживаются перевозчиками ИП «Мусапиров» и ТОО «Таксомоторный парк» на основании соглашения, временно до проведения конкурса. И маршруты №№ 8,10,22,24 и 43 будут временно переданы до проведения конкурсных процедур.
А воз ныне где?
Кроме того, для разгрузки центральных улиц и выявления районов, где, наоборот, необходимы новые маршруты, проводится исследование Научным институтом транспорта и коммуникаций. В 2017 году проведен конкурс по оптимизации маршрутной сети города с обязательным изучением количества перевезенных пассажиров в день, в месяц и в год с сезонным обследованием, а также для расчета тарифа за проезд на городских маршрутах, с учетом продления или добавления маршрутов, вновь образованные микрорайоны города. На оптимизацию маршрутной сети, с бюджета города выделена сумма, в размере 37 млн.тенге.
Исследование проводилось в два этапа — в апреле-мае и сентябре-октябре 2017 года и включало в себя изучение состояния инфраструктуры (улично-дорожная сеть, остановочные пункты, разворотные площадки с пунктами обслуживания экипажей), состояние транспортных предприятий, а также обследование пассажиропотока.
Окончательный отчет специалисты ТОО «НИИ ТК» представят в январе 2018 года, но предварительные итоги подвели уже сейчас. Как отметил старший научный сотрудник НИИ Болат Алдабергенов, основная особенность и проблема Семея — это очень старый подвижной состав транспортных предприятий. Кроме того, необходим транспорт большей вместимости, ГАЗели нужно постепенно выводить с маршрутов, как это сделали в некоторых городах Казахстана. Это обоснованно и с точки зрения безопасности — в пассажирском транспорте должно быть две двери, которые работают.
Проблему коренным образом может решить новый перевозчик, который закупает сразу несколько новых автобусов на СеМАЗе. Эти автобусы сейчас находятся на территории завода, а будущий владелец решает проблемы с оформлением их в собственность.
Остановка по требованию
Остановочные пункты — это отдельная тема для исследований. Несмотря на то, что работа по замене павильонов отделом транспорта проводится, состояние их по прежнему далеко от нормы. Это и разрушающиеся постройки еще советского периода, отсутствие урн и грязь, а также застройка предпринимателями мест общественного пользования.
Именно такая неприглядная картина предстала перед акимом на остановке «Новостройка». Здесь предприниматель взял в аренду территорию остановки, построил здесь крупное кафе, однако за самой остановкой не ухаживал, хотя это входит в условия договора. В ближайшее время заканчивается срок аренды, и постройка будет демонтирована.
— Я понимаю, в свое время, когда было сложно, отдавали, чтобы содержали остановку, но сейчас ситуация другая. Мы сами можем их содержать, поэтому нужно расторгать договора и приводить в соответствие с нормами, — прокомментировал Ермак Салимов.
В ходе рейда аким дал конкретные поручения заместителю и специалистам отдела транспорта и пообещал, что подобные выходы по различным проблемам, волнующим общество, будут продолжаться.
Наталья Перцева