Какому творческому человеку не знакомо чувство полета – полета души, фантазии, вдохновения? Познавший это состояние никогда не будет прежним. И поэзия – процесс особо вдохновлённый, отдельный космос, результат которого поверяется лишь гармонией. Об этом пишет поэт, писатель, журналист Евгений Титаев в предисловии к своей недавно вышедшей книге «По утренней росе…»
Сборник стихотворений «По утренней росе…» стал по существу избранным творчества члена Союзов писателей Казахстана и России, члена Союза журналистов РК Евгения Титаева. Как рассказал сам автор, книга подготовлена к печати общественным фондом Почётных граждан Усть-Каменогорска «Мой город» при участии ПО «Звено Алтая». Издательством занялась фирма «Восток Печать», огромную роль в выпуске сыграл литератор Геннадий Пуссеп.
— Книжка вышла в серии «Изумрудный Алтай» и является моим избранным. Это — стихотворный сборник. В книге — несколько разделов. Там есть лирика, философские стихи, немного юмора, хокку. Сюда же я включил и свои детские вещи. Книга издана солидно, у неё очень хороший дизайн, томик приятно взять в руки. Надеюсь, что и читатель не разочаруется, — отметил Евгений Алексеевич. — Книгу я посвящаю моим землякам и вообще всем иртышанам.
О поэтическом творчестве
Что такое поэзия в целом и что стало точкой отсчёта для творчества самого Евгения Титаева, автор рассуждает во вводной статье к книге «Гармония поэзии».
«Со стороны этот заголовок может показаться кому-то излишне выспренным и казённым. Но – и ещё раз но! – другой к нашей теме о поэтическом творчестве никак не подходит. Мне самому это стало ясно через много лет после того, как я ещё в детстве однажды неумело срифмовал свою первую строфу. Корявую, конечно. Но она стала моей личной точкой отсчёта. Строфа ушла в небытие, а необычное ощущение некой внутренней мелодии, исходящей от сочинённой вещицы, осталось. И оно только нарастало с каждым новым написанным стихотворением».
В Интернете полно всяческих инструкций по так называемому креативному письму, и в каких-то формальных, технических частностях они могут быть полезны. Ведь в искусстве всегда присутствует какой-то элемент ремесленничества. Но творчеству они не научат, поскольку снимают с языка лишь самый верхний, зримый слой информации, игнорируя многозначность и сакральность, — считает Евгений Титаев.
«Есть много определений поэзии и поэтов, данных величайшими умами человечества. Чтобы поддержать свой заголовок, приведу высказывание Платона. «Кто идёт к вратам поэзии, не вдохновлённый музами, воображая, что одно искусство сделает его поэтом, тот и сам несовершенен, и поэзия его – ничто в сравнении с поэзией вдохновлённого».
Вдохновлённость невозможно измерить никакой математикой, даже высшей. Алмаз шлифуется лишь алмазом. Гармония – лишь гармонией.
О себе
Все мы родом из детства, и Евгений Титаев также пишет, что лишь внутренний ребёнок помогает воспринимать мир ярко и образно.
«Моё детство прошло на семипалатинской окраине, больше похожей на село. По родной Предельной пастухи прогоняли скотину – коров, тёлок, баранов. Я даже помню последнего семипалатинского верблюда. Он впоследствии снялся в документальном фильме, посвящённом 250-летию города. Именно этот важный персонаж фигурировал на старинном гербе Семипалатинска.
… Богатым было наше детство на подлинное, истинное. На футбол и хоккей, катание с горки на санках, прятки, летние вечерние посиделки на лавочках, купание в Семипалатинке, Иртыше и озере за старой водокачкой, где жили ондатры, цвели кувшинки и качались камыши. На поездки на природу, на рыбалку и непоказные рассказы фронтовиков. А ещё на школьную дружбу, на цирковые представления в передвижных шапито. На отчаянные драки и прямодушные замирения. На мороженое из натуральных продуктов! И на добротные фильмы, которым верили больше, чем самой жизни. Меньше всего хочу идеализировать детство. У каждого оно свое, и у каждого – особенное, романтичное, поэтичное. Из него можно черпать очень долго, иногда – всю жизнь».
Мое первое стихотворение было опубликовано в павлодарской областной газете «Звезда Прииртышья» примерно в 1976 году. Я тогда учился в медицинском училище. Сказать, что было радостно – маловато. Просто именно тогда я почувствовал, что чего-то стою, как стихотворец. Немногого, конечно, но стою.
В те годы я посещал литературное объединение «Иртышские огоньки» при межобластном отделении Союза писателей Казахстана. Его вела известный в будущем литератор Надежда Чернова. Ещё был жив поэт Семён Анисимов. На заседания приходили Вячеслав Кобрин и Николай Алексеев, уже зарекомендовавшие себя как сложившиеся поэты. А я был самым младшим в нашей честной компании. Спорили мы крепко, но без обид. В этих спорах оттачивалось литературное мастерство. Общение творческой личности просто необходимо.
Шло время, печатались книжки, появлялись публикации в журналах и коллективных сборниках. Одна эпоха сменила другую. Пришлось поработать медиком на ядерном полигоне, журналистом областной газеты «Иртыш», научным сотрудником в музее Достоевского, преподавателем поэтики в татарской школе искусств. Многое пришлось повидать. Но я неоднократно ловил себя на мысли, что в душе так и остался всё тем же мальчуганом с окраины, и весь мой литературный и жизненный опыт зиждется на принципах, заложенных в детстве и ранней юности. Моя точка роста осталась там и вполне ещё способна меня порадовать.
По утренней росе…
В этот стихотворный сборник вошли как стихотворения из предыдущих сборников и журнальных подборок, так и работы, ранее не опубликованные. Евгений Титаев всегда готов поэкспериментировать с формой и образностью, но основным лейтмотивом для него остаётся лирика, где воспевается человек, природа, родной край.
А Прииртышье наше богато на замечательных людей и знаменательные события. И лирическими героями становятся Абай и Достоевский, Козы-Корпеш и Баян-Сулу. Родной город, природа, Иртыш и Семипалатинка, казачья песня и шуточные слегка хулиганские стихи – всё это поэзия Евгения Титаева. Цикл стихотворений он посвятил своей жене Татьяне.
Наталья Перцева