БРАТЬЯ БЕЛОСЛЮДОВЫ
(исторический очерк)
Алексею Николаевичу Белослюдову, его братьям Виктору, Фёдору и Николаю принадлежит огромная заслуга в развитии краеведения и музейного дела на востоке Казахстана. Архивные материалы, литературные источники, рассказы родственников и старожилов помогли восстановить биографии этих талантливых людей.
Родились братья в семье Николая Константиновича Белослюдова – чиновника областного правления, происходившего из казачьего сословия. Он не имел никакого образования, кроме начального, но был очень любознателен и много занимался самообразованием, о чём можно судить по оставшимся от него книгам Чарльза Дарвина, Гоккера и приборам – микроскопу и компасу.
Сын рядового линейного казака из посёлка Старая Крепость, приписанного к Долонской станице. В детстве выучился грамоте, как и все казаки, хорошо знал казахский язык. В посёлке выполнял обязанности писаря и переводчика, в качестве толмача участвовал в экспедиции Брема в Тарбагатай и Чингис-тау. По истечении срока службы стал работать писарем в Семипалатинске в Областном Управлении, со временем получил разрешение списаться из казачьего сословия в чиновники. Умер в 1887 г. в чине коллежского асессора.
Позднее священник Борис Герасимов напечатает в Записках Географического Общества свой некролог о Викторе, втором брате, рассказав и о матери: «Варвара Васильевна Белослюдова твёрдо вынесла выпавшее на её долю испытание и всецело посвятила себя воспитанию детей. Она наставляла детей, расширяла их кругозор интересными рассказами, учила стихам».
В своём дневнике Виктор написал о ней: «Спасибо маме за воспитание. Она умная и добрая. Она никогда нас не наказывала, хотя мы, дети, может быть, и частенько заслуживали наказания».
Варвара Васильевна, урождённая Рудакова, действительно была умной и доброй женщиной, наделённой от природы здоровьем и энергией. Рано лишившись мужа, живя на скудную пенсию и за счёт случайных доходов (сдавала комнату гимназистам, готовила для них обеды и др.), она посвящает свою жизнь воспитанию и обучению детей. Сначала мать отдаёт их в 4-хклассное городское училище, а затем в прогимназию. После этого братья Николай и Фёдор оканчивают Омское техническое училище, Виктор — Строгановское художественное училище, Алексей учился в мужской гимназии. Таким образом, благодаря заботе и стараниям матери братья получили приличное образование и специальности.
Братья Белослюдовы очень рано познали труд: нужда заставляет их уже с юных лет выполнять различные подсобные работы в каких-то учреждениях и у предпринимателей за мизерные деньги. После окончания обучения и получения специальностей у братьев сразу начинается трудовая жизнь.
Учитель и наставник
Старший из братьев Белослюдовых – Николай Николаевич родился в 1879 (1880), умер в декабре 1943 года. Окончив в 1905 году Омское техническое училище, работал чертёжником в управлении Сибирской железной дороги, затем топографом в городе Томске. В 1911 году избирается членом Общества изучения Сибири и состоит в обществе художников Томска.
Вернувшись в Семипалатинск в 1916 году, Николай работает преподавателем рисования и черчения в ряде школ города, затем в Учительской семинарии, а в советское время преподаёт в Казахском педагогическом училище.
Братья Белослюдовы принадлежали к революционно настроенной русской интеллигенции, они были замечательными педагогами, пользовались огромным авторитетом и глубоким уважением у своих воспитанников. Выдающийся казахский писатель Мухтар Ауэзов, близко и хорошо знавший Николая Николаевича по совместной работе в учительской семинарии и педагогическом училище, пишет: «У всех своих учеников он оставил по себе светлую память. Он не ограничивался простым преподаванием. Своими беседами он будил мысль. Прогрессивность и гуманизм его воззрений и отношение к детям, к ученикам, вызывали искреннее уважение».
Бывший воспитанник Н.Н.Белослюдова, известный писатель Павел Кузнецов вспоминал, как «он помогал нам организовывать первую комсомольскую ячейку в школе и пионерский форпост, был руководителем краеведческого и литературного кружков. Он был замечательным воспитателем, и за это мы его искренне любили».
Фотограф, инженер, военный
Фёдор Николаевич Белослюдов, второй по старшинству, родился 8 февраля 1885 года в г.Семипалатинске. В 1893 г. поступает в Александро-Невскую приходскую школу. В 1895-1900 гг. учился в 5-классном Городском училище. В это же время для поддержки семьи, оставшейся без отца, работает учеником фотографа в известной тогда Семипалатинской фотографии М.М.Дюкова.
В 1905-1907 гг. Фёдор учился в Томском техническом железнодорожном училище. В 1907-1908 гг. – военная служба в качестве вольноопределяющегося в инженерных войсках (инженерный кондуктор 1 класса) — Семипалатинская инженерная дистанция.
В 1908 г. поступил в переселенческое Управление сначала чертёжником, затем младшим гидротехником среднего оклада, старшим (уездным) гидротехником.
В это время Белослюдов много фотографирует: виды Семипалатинска, его окрестности, наиболее интересные здания, некоторые события, происходившие в то время в городе. И очень много семейных фотографий. Бывая по службе в разъездах по области, снимает интересные места Усть-Каменогорского, Каркаралинского уездов.
Его сын Лев в 80-е гг. XX века через краеведа Ивлева передал в Центральный Государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей КазССР и музей им.Ф.Достоевского большое количество негативов на стекле.
В 1914 году Ф.Белослюдов призван на военную службу по мобилизации, в феврале 1918 года демобилизован и избирается делегатом 1-го Семипалатинского Совета рабочих и солдатских депутатов. После контрреволюционного переворота в городе арестован как депутат Совдепа и офицер, отказавшийся служить в Белой армии. Он недолго сидел в Семипалатинской тюрьме вместе с Саловым и другими большевиками, а затем его отправили в Омск под военный трибунал. Попал вначале в концентрационный лагерь, а затем в Омскую тюрьму. В 1919 году бежал из тюрьмы и после освобождения Омска Красной армией некоторое время оставался там.
В 1920 году вернулся в Семипалатинск, где работал заместителем заведующего отделом управления Губревкома. Затем последовали многочисленные должности в разных учреждениях до 1935 года, когда его назначили инспектором по строительству в отдел стройнадзора Горкомхоза. В 1937-38 гг. репрессирован, и вернулся в город лишь в 1943 году. Умер Фёдор Белослюдов в 1944 г.
Художник, поэт и путешественник
В Записках Географического общества 1917 года есть список членов общества, где значится имя Виктора, Алексея и Фёдора Белослюдовых.
Третий из братьев, Виктор Белослюдов родился в 1883 году. Осенью 1891 года поступил в 5-классное городское училище, учился хорошо, проявив больше склонности к рисованию. На уроках рисования иногда заменял учителя. По окончании курса прогимназии встал вопрос, что делать дальше? И в 1899 году на домашнем совете было решено – ехать в Москву для продолжения художественного образования. В дневнике он пишет: «В училище на каждом уроке я чувствовал, что делаю что-то нужное, что чего-то достигаю, что познания мои расширяются. Учение в Москве было наиболее ярким временем во весь период жизни моей вплоть до 25-летнего возраста».
Молодого художника ожидало заманчивое будущее. Поднялся вопрос об оставлении его преподавателем училища, командировке за границу, но… 1905 год, Москва, баррикады. Журнал «Жало» — на обложке рисунок Виктора Белослюдова «Ночь после похорон Баумана». Это имело самые нежелательные последствия. Белослюдов вынужден был в 1906 г. оставить Строгановку и вернуться на Родину.
Виктор активно собирает этнографические и фольклорные материалы, путешествуя по Алтаю и Прииртышью. В этой поездке родилось более десятка картин, выполненных акварелью, маслом, карандашом. Его картины демонстрируются на выставках в Омске, Иркутске, Семипалатинске, Томске.
В 1914 году составил краткий исторический обзор Семипалатинска. Писал стихи. Ряд ярких стихотворений и публицистических строк опубликовали в газете.
Суров наш край. Природа не богата,
Но дикой прелестью полна страна моя.
Виктор Николаевич прожил короткую жизнь – он умер 23 марта 1916 года в возрасте 33 лет. Он был не только талантливым художником и прекрасным педагогом, но и страстным краеведом, археологом, большим знатоком истории и этнографии Степного края. Ему принадлежит большая заслуга в развитии музейного дела в Семипалатинске.
Педагог, этнограф, собиратель фольклора
Алексей Николаевич родился 17 марта 1887 г. Из всех братьев ему меньше всего повезло в получении образования. Он учился в гимназии, но его связь с прогрессивной ссыльной интеллигенцией, участие в нелегальных кружках и событиях 1904-1905 гг. послужили причиной исключения его в январе 1906 года из 7 класса гимназии без права дальнейшего образования.
В 1908 г. Алексей Николаевич сдал в Семипалатинске экстерном экзамен на преподавание в начальной сельской школе. С осени этого года он начал учительствовать в селах и окрестностях Семипалатинска (Локоть, Лаптев лог, Веселоярск, Змеиногорск, Быково). Летние каникулы использовались для экскурсий по Семипалатинскому краю.
Знакомство с известным путешественником Г.Н.Потаниным побудило Алексея заняться более глубоким изучением русских поселений на Алтае. Для этой цели он переселяется в глубинку Алтая, в село Быково на Бухтарме, где учительствует в 1913-14 гг. Там он собирает богатый материал по истории, фольклору и этнографии. Вместе с Потаниным посетил Алексея в 1913 году и Сапожников – ботаник, профессор Томского университета.
В Семипалатинск Алексей Николаевич вернулся осенью 1914 года – ему разрешили вести в гимназии чистописание и рисование и то по случаю недостатка учителей. В 1915 году успешно сдаёт экстерном экзамен в Томском педагогическом институте.
В 1920 году Алексей возвращается к своей любимой работе — краеведению, принимает заведывание научно-историческим отделом Семипалатинского губернского музея, а затем становится его директором. В этой должности он проработал до 1924 года, оставив работу лишь по болезни.
В 1921 году Белослюдов вместе с Михаилом Антоновичем Усовым совершил этнографическую поездку в Каркаралинскую степь к своему другу Абыкею Сатпаеву, педагогу, сотруднику по работе. Там был собран обширный материал по быту, искусству, фольклору, экономическим отношениям у казахов. Там он вновь встретился с Канышем Сатпаевым, о котором сохранил до конца своих дней самые хорошие воспоминания. Белослюдов знал его еще юношей, когда, учась в Семипалатинске, Каныш жил в семье своего дяди Абыкея Сатпаева.
Круг корреспондентской связи Алексея Николаевича значительно возрастает, ни один исследователь, проезжая через Семипалатинск, не минует Белослюдова, пользуясь его советами. В числе многих посетителей была и Ольга Коржинская, вдова академика Коржинского. В нашем крае она собирала материалы для института истории Академии наук СССР. С ней у Алексея Николаевича сложились самые дружеские отношения, а после её смерти и с сыном Дмитрием, впоследствии академиком АН СССР.
Бывал у него и известный собиратель казахских песен А.В.Затаевич. Вместе с Белослюдовым целыми днями бродили они по базарам Семипалатинска и Жана-Семея, пили в лавчонках кумыс, слушали игру на домбре. Затаевич записывал мелодии, а Белослюдов – слова песен. В числе друзей Белослюдова был и Василий Нехорошев, автор проекта Иртышской ГЭС. Среди своих друзей из ссыльных Алексей Николаевич часто упоминал и Е.П.Михаэлиса, Фёдорова, Филиппова, многих других.
Кроме того, Алексей Белослюдов создал кружок из казахской молодёжи, в котором занимались сбором материалов по казахскому фольклору и этнографии. Для широкого круга русских читателей Алексей стал готовить материалы о казахских и татарских писателях к публикации.
Эти материалы содержат краткую характеристику устного народного творчества казахских акынов, певцов-импровизаторов: Шоже, Орымбая, Арыстана, Биржана, Сары и др. Значительная часть исследований Алексея и Николая Белослюдовых посвящена жизни и творчеству родоначальника новой письменной казахской литературы и казахского литературного языка Абая Кунанбаева. Братья считали, что основоположником письменной литературы казахов является именно Абай, и были первыми представителями русской интеллигенции, которые подняли вопрос о необходимости перевода произведений Абая на русский язык.
В 1938 году Алексей переехал на постоянное место жительства в Алма-Ату. Его переписка с людьми науки не прекращалась до последних дней жизни. Он был очень скромным во всём, любил природу и детям своим советовал быть ближе к природе. Следуя советам отца два сына, Борис и Глеб окончили биологический факультет Казахского университета, а дочь Ольга – горный институт.
Умер Алексей Белослюдов 26 сентября 1939 года на 53 году жизни.
Общее дело братьев
Каждый из братьев Белослюдовых был незаурядной личностью и оставил свой след в науке и искусстве. Но было и семейное дело, объединившее их – это музей.
В 1906 году четверо братьев Белослюдовых создают домашний музей, который был известен и в городе, и далеко за его пределами, как музей братьев Белослюдовых. Алексей и Виктор с большим упорством, трудолюбием и умением собирают коллекции, сортируют по разделам. Ими сделано множество археологических находок: ковшей, сосудов, наконечников стрел, ножей, кинжалов, украшений, старинных монет.
На левом берегу Иртыша, в урочище Кызыл-Тас и Кара-Узек были раскопаны несколько древних захоронений, найдены кости человека и лошади, горшочек с интересным орнаментом, каменная «баба» с кувшином (кумганом) в руках. В урочище Сара-Булак, в восьми верстах от Семипалатинского пикета экспедиция обнаружила изображения различных животных, высеченных на утёсах. Эти находки свидетельствовали о высоком уровне развития племён, населявших край в давние времена, давали новые сведения об их культуре, быте, промыслах, занятиях, орудиях труда, об окружающем животном мире.
В 1911 году в Омске проходит выставка коллекции из музея братьев Белослюдовых – более 500 экспонатов. Коллекция была удостоена серебряной медали. В этом же году братья передали из своего домашнего в областной музей Семипалатинска коллекцию из 500 предметов.
В июле 1912 года Алексей с Виктором совершают поездку в Томск, Москву, Петербург, Харьков, где знакомятся с развитием музейного дела в этих городах, чтобы усовершенствовать его в Семипалатинске.
Много сил и энергии отдавали они становлению областного историко-краеведческого музея. Алексей Николаевич долгое время заведовал музеем, был его консерватором (хранителем). Он наладил учёт хранящихся в музее предметов, аккуратно отмечал в книге поступлений необходимые сведения, а Виктор Николаевич с 1909 года заведовал археологическим отделом музея.
К 1916 году собрание домашнего музея возросло до 4090 предметов, что неоднократно отмечалось в печати – журнале «Сибирский студент», «Жемчужина Сибири», «Сибирская жизнь», «Жизнь Алтая» и др.
Краеведение, музейное дело, фотография, этнографические и археологические исследования, литература и фольклор – таким широким был круг интересов и работы братьев Белослюдовых, таким огромным оказался их вклад в развитие культуры и науки Семипалатинска.
*Обо всех датах и событиях рассказал сын Фёдора – Лев Белослюдов с показом документов в 1989 г.
Людмила Южакова, член краеведческого общества «Прииртышье»