В области Абай обсудили вопросы медицинского обеспечения людей, находящихся в местах лишения свободы. Поскольку эти функции не так давно передали от МВД министерству здравоохранения, на первых порах остаются проблемы, требующие решения.
По инициативе Представительства национального центра по правам человека по области Абай прошёл круглый стол на тему «Медицинское обеспечение лиц, находящихся в закрытых учреждения уголовно-исполнительной системы и социальной сферы», на котором совместно с прокуратурой, руководством поликлиник, Департамента УИС региона обсудили пути решения некоторых вопросов, в частности плановой помощи иностранцам, содержащимся в колониях области.
Заместитель главного врача поликлиники №9 Ерлан Ибраев отметил, что во всех колониях города имеется все необходимое для оказания помощи заключенным.
На диспансерный учёт взяты 94 осужденных в учреждении №15, 150 осужденных в учреждении №20 и 15 заключенных в учреждении №21. За первый квартал этого года несколько десятков раз в учреждения выезжала «скорая помощь». Наряду с этим, в Семее на стационарное лечение направлены 4 осужденных, а также 7 человек – на оперативное лечение. Кроме того, на базе учреждений проводятся лабораторные исследования, флюорография, а также УЗИ, — сообщил Ерлан Ибраев.
Благодаря системе ОСМС граждане Казахстана, находящиеся в местах отбывания наказания, могут получить высококвалифицированную медицинскую помощь. Тем не менее, значение имеет также и помощь иностранным гражданам, которые в силу обстоятельств отбывают наказание в нашем регионе.
Основной наш проблемный вопрос – это оказание иностранцам-осужденным медицинской помощи. Да, мы им помогаем, к примеру, только за этот год произошло два таких случая. На сегодняшний день в области есть 42 осужденных гражданина другого государства. Мы можем оказать им помощь, но только экстренную. Плановая медицинская помощь для них недоступна, поскольку мы не можем внести их в реестр закрепленного населения – у них отсутствует ИИН, — добавил Ерлан Ибраев.
Тем не менее, иностранцы с видом на жительство в РК считаются застрахованными, и медицинские услуги им оплачивает государство. Что касается тех, у кого из документов только паспорт другой страны, то здесь всё несколько иначе.
Такие заключенные получают только экстренную медицинскую помощь. Также они вправе получить помощь при состоянии, считающимся опасным для окружающих, например, в случае заболевания туберкулёзом. В остальных случаях помощь не оказывается, — отметили спикеры.
Вместе с тем, ИИН можно присвоить и тем иностранцам, которые не имеют даже вида на жительство. Это, однако, вопрос оказания медицинской помощи иностранцам полностью не снимает.
Представитель Уполномоченного по правам человека по области Дулат Жумагельдин отметил, что изначально передача медицины из МВД в Минздрав предполагала улучшение качества услуг. Этой цели удалось достичь, но неизбежно возникли вопросы, связанные с переходом от одного ведомства другому.
Вопрос передачи медицинских услуг из МВД в Минздрав является государственной политикой. Цель передачи — это, в первую очередь, обеспечение прав человека и это решение поддержало правозащитное сообщество. Эта реформа предполагала улучшение медицинского обслуживания заключённых. Определённые улучшения есть, поставленные цели достигаются. С другой стороны — остаются вопросы, которых не было, когда медицинские услуги были в системе МВД, — подчеркнул Дулат Жумагельдин.
Старший прокурор области Абай Сарсен Байкенов отметил, что заключённые, у которых нет индивидуального идентификационного номера, всё-таки смогут их получить, чтобы не только получать медицинские услуги, но и иметь право прикрепиться к определённой поликлинике.
Для получения ИИН гражданин должен явиться в ЦОН. Сейчас мы поднимаем вопрос о том, как быть с этой процедурой осуждённому. В принципе, эту услугу иностранный заключённый может получить. Мы работаем над тем, чтобы выработать соответствующий механизм, — подчеркнул старший прокурор.
Но эта проблема — далеко не единственная. Пока не решён вопрос и с медицинским осмотром тех заключенных, которых этапируют в наш регион. Как отметил Ерлан Ибраев, основной вопрос в том, что входить в колонию медикам запрещено и поэтому они не могут попасть в это время на территорию закрытого учреждения.
Заместитель руководителя Управления здравоохранения области Абай Гульнара Нургалиева отметила, что благодаря напряжённой работе удалось решить часть вопросов, но есть и такие, которые всё ещё ждут своего решения.
Эта работа шла в течение двух лет. Подписана Дорожная карта, выделены колоссальные средства, чтобы привести в соответствие оказание медицинской помощи в специальных учреждениях. На самом деле, в колониях ничего не соответствовало стандартам и пришлось провести огромную работу, чтобы это исправить — ремонт, замена вентиляции. В других областях работа поставлена иначе и там до сих пор не могут получить санэпидзаключение. Но есть определённые вопросы, которые мы не можем решить самостоятельно — ИИН для иностранных граждан, отсутствие интернета. Интернет просто необходим для того, чтобы вносить данные в медицинские информационные системы, — сказала Гульнара Нургалиева.
По словам специалистов, провести оптоволоконные сети в колонии области проблематично — нет соответствующей инфраструктуры и помещений для оборудования. Что касается задержки в работе медработников при этапировании заключённых, то проход на территорию колоний всех гражданских запрещён — Национальная гвардия, которая и занимается охраной исправительных учреждений, руководствуется ведомственными инструкциями.
В завершение мероприятия представитель Уполномоченного по правам человека по области Абай Дулат Жумагельдин внес предложение о создании межведомственной рабочей группы при Управлении здравоохранения для выработки совместных решений по затронутым проблемным вопросам.