• 19 апреля, 2024

Памятник просвещения

Дек 15, 2022

Среди сохранившихся в Семее памятников архитектуры выделяется одно из красивейших зданий, которое буквально впитало в себя дух знаний, по лестницам которого ежедневно проходили люди, чьи имена прославили в дальнейшем наш город — Мухтар Ауэзов, Каныш Сатпаев, Жусипбек Аймауытов, Нургали и Назипа Кульжанова. Педагогический колледж имени Мухтара Ауэзова (ранее Учительская семинария) воспитал десятки поколений педагогов, которые, несмотря на множество трудностей, несли свет знаний своим воспитанникам.

В Семипалатинске педагогическое училище по подготовке учителей начальных школ было открыто 1-го июля 1903 года в составе одного подготовительного и одного первого класса и называлась Семипалатинская учительская семинария. Учительская семинария 1914 года существовала в составе одного подготовительного и 3-х основных классов.

В первый 1903-1904 учебный год, учительская семинария имела 35 человек, в 1905-1906 году, когда она имела полный состав классов, — один подготовительный и три основных, — в ней учатся 78 человек. В дальнейшие годы контингент колебался в ту и другую сторону около ста человек.

До 1906 года Семипалатинская учительская семинария арендовала несколько комнат у судебного ведомства (в советское время это было здание Обкома КП (б) К и Облисполкома). Затем с 1906 года стала занимать собственное помещение, специально построенное для семинарии, по улице Степная, 66.

К началу 1906 г. на постройку было израсходовано почти 50 тыс. рублей, были закончены деревянные здания Учительской Семинарии и выведена кладка двух звеньев главного корпуса. 5 октября состоялось торжественное открытие нового здания учительской семинарии, а со следующего дня здесь начались занятия.

Учительская семинария стала первым педагогическим учреждением Казахстана и готовила преподавателей для народных школ не только для бывшего Степного края, но и для многих регионов Западной Сибири.

Несмотря на то, что Омская учительская семинария была учреждена гораздо раньше (1872г.), Семипалатинская имела ряд преимуществ перед ней. Поэтому 18 ноября 1905 г. директор Омской семинарии обратился к руководству местной семинарии «с просьбой выслать в Омск положение о штатах Семипалатинской семинарии, программу и т.п. Эти сведения нужны Омской семинарии для возбуждения ходатайства о преобразовании трехклассной омской семинарии в четырехклассную, по образцу Семипалатинской, программа которой значительно больше программы Омской
семинарии».

В связи с бедственным положением воспитанников на педагогическом совете было решено создать «Общество вспомоществования нуждающимся воспитанникам Семипалатинской учительской семинарии и учеников состоящего при ней двухклассного училища».

Несмотря на тяжелейшее положение воспитанников, наплыв в нее был очень большой и не всем удавалось в нее поступить.

В 1916 году учебное оборудование, почти не пополненное с 1904 по 1906 года, было в следующем размере:
Физический кабинет — 148 названий на 2438 рублей;
Естественно-исторический кабинет — 48 названий на 912 рублей 80 копеек;
Историко-географический кабинет — 50 названий на 485 рублей 70 копеек;
Класс ручного труда — 1280-рублей 54 копейки;
Класс рисования — 574 рубля 46 копеек;
Сельхозинвентарь – 563 рубля 18 копеек;
Библиотека 9781 томов, 3111 названий на сумму 10825 рублей 32 копейки.

Особенно богат был музыкальный класс семинарии. Семинария располагала одним роялем, три фисгармонии, одним струнным контрабасом, 30 скрипками, 18 гитарами, 13 мандолинами, 56 балалайками, одним кларнетом, одной флейтой, одним тромбоном, одним барабаном, а всего 131 инструментом на сумму 2233 рублей 80 коп.

В 1916 г. учительская семинария имела уже 107 воспитанников и, кроме того, 104 учащихся занимались в начальном двухклассном при ней училище. 77 семинаристов пользовались казенными и частными стипендиями, размер которой возрос от 100 рублей в 1903 году до 180 рублей.

Этот период для нынешнего педагогического колледжа очень значителен: именно в этот период в учительской семинарии обучается известный в будущем писатель, драматург, общественный деятель, автор эпопеи «Путь Абая» Мухтар Омарханович Ауэзов, академик Каныш Сатпаев, писатель, драматург, общественный деятель Жусупбек Аймауытов и др. Также в формирование семинарии внесли вклад педагоги: братья Белослюдовы, Н.Я.Коншин, И.Я.Малахов, В.Н.Попов, супруги Нургали и Назипа Кульжановы, А.Сатпаев и другие, пишет в своей статье краевед, писатель и журналист Виктор Кашляк.

Помещения

Главное здание семинарии располагает совершенно достаточным количеством помещений, как для основных классов, так и для всех учебно-воспитательных при семинарии учреждений, сообщается в «Годовом отчете по Семипалатинской имени цесаревича Алексея учительской семинарии за 1915 год». В здании семинарии имеется помещение для класса ручного труда, для класса переплетного мастерства, для класса рисования, для физического и естественно — исторического кабинета и для библиотеки. Лишь для гимнастических упражнений, для которых отведен нижний коридор, было бы желательно более обширное и более приспособленное помещение, так как коридор этот узок и сверх того является проходным помещением.

Все помещения, предназначаемые для учебно-воспитательных целей, светлы и настолько обширны, что на каждого воспитанника воздуха в них приходится на менее 2/3 куб. сажени, а в некоторых помещениях содержание воздуха на каждого воспитанника доходит до 1 сажени и более.

Для домовой церкви семинарии отведено наиболее обширное помещение, соединяющееся через створчатые двери с одним из классов, что значительно увеличивает ее размеры и позволяет разместиться в ней до 400 человек .

Рекреационным помещением служит верхний зал, в который выходят двери из классов. Зал этот своим обширным видом, обилием в нем света и обстановкой производит прекрасное впечатление.

Так же, как и главное здание, здание, выстроенное для начального училища, может быть признано теплым, сухим и светлым, но помещения его не столь обширны, как в первых.

При семинарии, кроме начального училища с двумя квартирами для учителей выстроены еще 2 отдельных задания: одно служит квартирой для директора семинарии и одно семинария располагает четырьмя собственными удобными помещениями.

Метеорологическая станция.
Метеорологическая станция, находящаяся в общем заведывании Екатеринбургской обсерватории, переведена в семинарию по соглашению с этой обсерваторией в 1911 году. Наблюдения на этой станции производятся три раза в день: в 7 часов утра, в 1 час дня и в 9 часов вечера избранными для того и руководимыми наставником С.Н.Степановым воспитанники, результаты наблюдения ежедневно по телеграфу отсылаются в Главную Николаевскую Обсерваторию в Петрограде и во Владивостокскую Обсерваторию, а подробные сведения с общей их сводкой ежемесячно в Екатеринбургскую обсерваторию.

Так работала учительская семинария, преодолевая трудности и даже волнения среди воспитанников до преобразования ее в Педагогический техникум.

По материалам сборника «Алаштың білім ордасы» М.О. Әуезов атындағы педагогикалық колледжі, 2018 ж.