• 24 апреля, 2024

Основные проблемы образования обозначил министр просвещения в Семее

Асхат Аймагамбетов подчеркнул, что есть ещё проблемы с лишней работой у учителей, а также с некачественным дошкольным воспитанием. Кроме того, министр ответил на вопросы педагогов города.

Асхат Аймагамбетов сообщил, что статус и авторитет педагога в Казахстане всё ещё является насущной проблемой, которая требует своего решения.

— Одна из самых главных проблем казахстанского образования — авторитет педагога. По поручению Главы государства, принят закон «О статусе педагога», который, в первую очередь, направлен на защиту труда педагогов и их прав. Ранее в каждой школе, если говорить откровенно, были свои правила — кто-то требовал 30 документов, кто-то 40. И всё это ложилось на плечи учителей. Самое неприятное, что эти документы никому не были нужны. Теперь всё переводится в электронный формат, а учителя освобождены от лишней бумажной работы и не свойственных им функций, — отметил Аймагамбетов.

Министр просвещения также заметил, что остаются проблемы и в дошкольном образовании — например, в содержании педагогических программ и безопасности детей.

— Самое главное во всей системе образования — это самая первая ступень, дошкольное образование. Раньше мы делали упор на охват, на увеличение количества мест, в 2011 году отменили лицензирование детских садов. И достигли 98% охвата детей от 3 до 6 лет. Теперь Президент ставит задачу охватить детей с 2 до 6 лет, это очень важно. В следующем году из бюджета выделяются беспрецедентные средства для увеличения охвата. Этот вопрос остаётся актуальным. Для нас сейчас первостепенное значение имеет именно содержание программ дошкольного обучения и воспитания. Это не только то, чтобы ребёнок был в безопасности, детский сад — это не только присмотр. Есть исследования нобелевского лауреата, который говорит о том, что один доллар, вложенный в детские учреждения, даёт экономике от 6 до 8 долларов в будущем. Но это, конечно, при учёте том, что работают квалифицированные педагоги и по качественным программам. У нас была чересчур академическая программа — мы садили 3-летних детей на стульчики и пытались преподавать им те же самые дисциплины, что и школьникам, — подчеркнул министр.

Отдельный момент — оплата труда педсостава (вне зависимости от того, где они преподают).

— Ещё один важный вопрос: нагрузка воспитателей. Сейчас на одного воспитателя приходится 25 детей. Приходится работать сменами. Конечно, необходимо сделать так, чтобы внимания детям было больше. К тому же, происходит выгорание у воспитателей. Что касается заработной платы, то её повышение касается не только воспитателей, но и учителей школ, вузов и колледжей. Но очевидно, что меры нужно принимать, заработную плату воспитателям последовательно повышать. Остаётся также открытым вопрос с безопасностью детей. Все мы читаем СМИ и видим, что происходит в некоторых учебных заведениях. Сейчас мы значительно ужесточили требования. Некоторые собственники дошкольных организаций, конечно, не согласны с этим решением, но для нас безопасность детей — превыше всего, — заявил Асхат Аймагамбетов.

По словам министра просвещения, приоритеты ведомства также направлены на качество среднего образования и инфраструктурное содержание школ.

— Сейчас мы видим, что, к сожалению, во время реализации поручений Президента в регионах, случаются проблемы. К примеру: построили 100 школ, но в общем всего на 10 тысяч мест, то есть проблема с дефицитом ученических мест не решена. Для того, чтобы решить проблему, с республиканского бюджета выделено 2,6 трлн тенге, для организации 800 тысяч ученических мест, отвечающим высочайшим стандартам. Что касается качества, то по результатам ЕНТ показатели области средние, но потенциал очень хороший. Мы должны много работать, многое зависит от профессионализма и специализации наших педагогов, — отметил Аймагамбетов.

Педагоги задали вопрос министру о главных критериях при приёме на работу молодых специалистов. Аймагамбетов ответил, что самое важное — умения соискателя.

— Ситуация следующая: при приёме на работу мы всегда смотрим на минимальный балл. Понятное дело — если претендент всего один, то здесь необходимость сравнивать баллы отпадает. Но если соискателей, скажем, трое, то, очевидно, вы выберете того, у кого показатели выше, чем у всех остальных. Поэтому, чем больше соискателей, тем, очевидно, больше выбор. И главный критерий здесь — профессионализм и умения, — отметил министр.

Также Аймагамбетов ответил на вопрос о том, кто должен нести ответственность за произошедший несчастный случай с учеником в школе.

— Естественно, прежде чем определяться с наказанием, необходимо провести расследование, понять причины произошедшего. И только исключительно уполномоченные органы могут называть виновного и применять соответствующие меры, — заключил министр.

Фото Управления образования области Абай