• 24 апреля, 2024

Детские годы великого поэта

Авг 23, 2022

В становлении Абая Кунанбаева мыслителем, основоположником казахской поэзии, композитором и просветителем большую роль сыграла семейная обстановка. Начатое в детстве обучение позволило Абаю в будущем писать произведения, мотивирующие подрастающее поколение на служение своему народу.

В своём новогоднем обращении к казахстанцам глава государства Касым-Жомарт Токаев сообщил о том, что 2022 год станет Годом детей. Президент подчеркнул, что детям надо уделить особое внимание, ведь их благополучие – надежная гарантия успешного будущего Казахстана. Все мы когда-то были детьми и именно из детства идут все те увлечения, привычки, которые остались с нами во взрослой жизни. 10 августа весь Казахстан праздновал День Абая, и сейчас речь здесь пойдёт о нём. Весь мир знает Абая как великого поэта, мыслителя, основоположника казахской поэзии, композитора и просветителя. Но кому, как не нам, его землякам, нужно знать, каким Абай Кунанбаев был ребёнком, чем увлекался, в какой среде рос, как учился познавать окружающий мир?

Будущий поэт появился на свет 10 августа 1845 года в урочище Жидебай в Чингизских горах, что находится в 180 км от Семея, в семье влиятельного бия Кунанбая Оскенбаева и одной из его четырёх жён – Улжан. При рождении мальчика назвали Ибрагим. По легенде, этому имени предшествовал вещий сон Кунанбая. Во сне тот увидел великого представителя рода тобыкты – мыслителя и философа Анет Баба Кишикулы, который произнёс имя пророка Ибрагима. Но за мальчиком прочно закрепилось и вошло в историю прозвище Абай, что в переводе на русский язык означает «осторожный, внимательный», которым называла любимого внука мать Кунанбая – Зере.

Именно бабушка оказала огромнейшее влияние на воспитание Абая. Она растила его с ранних лет, внимательно следила за его развитием и первыми проявлениями характера. Будучи большим знатоком народной словесной сокровищницы, она сумела привить своему внуку стремление и любовь к знаниям, поэзии, стала его первым воспитателем и учителем. Именно она ограждала внука от неосторожных и дурных поступков, предпринимая все усилия, чтобы не ожесточилось сердце мальчика. Во многом благодаря бабушке Абай полюбил устное народное творчество. Дни и ночи он проводил рядом с ней, постоянно упрашивая рассказать сказку или историю. Бабушка, с большой нежностью относившаяся к своему внуку, с наслаждением раскрывала перед ним всё богатство устного творчества, лелея и будоража воображение Абая. И он сумел оценить, какой чудесной рассказчицей была Зере. Она говорила увлекательно, захватывающе, целиком овладевая вниманием слушателя.

Второе дорогое имя, связанное с детством великого поэта – его родная мать Улжан, к которой часто обращался Абай, когда бабушка уставала или была занята. Она происходила из богатого и знатного подрода шаншар, происходящего из рода каракесек. Этот род всегда славился своим острым языком, знаменитыми розыгрышами. И Улжан не уступала своим родственникам в острословии, она помнила много стихов, знала наизусть старинные поэмы и айтысы акынов и рассказывала всё это своему сыну. Такие качества великого поэта, как остроумие, способность в саркастической форме высмеять людские недостатки, как раз и унаследованы Абаем по материнской линии. Во многом как раз под влиянием бабушки и матери Абай и встал на нелёгкий путь борца за человеческое счастье.

Конечно, нельзя преуменьшить и влияние отца – Кунанбая. Кунанбай как крупная, колоритная личность играл огромную роль в становлении характера Абая и его взглядов, таких личных качеств, как человечность, целеустремлённость, справедливость, гуманизм. Жизнь и творчество Абая в определённой мере были обусловлены установками и примерами его прославленного и порой жёсткого, но справедливого отца. Кунанбай был влиятельным управителем рода тобыкты, хорошим знатоком русского языка, который общался с представителями передовой русской интеллигенции. У Кунанбая была богатая библиотека, состоявшая из книг на арабском, персидском и тюркских языках, которые и читал мальчик, всегда тянущийся к знаниям.

И, конечно, замечательным учителем и воспитателем юного Абая стал сам казахский народ. В их доме всегда с радушием принимали разных гостей, начиная знаменитыми казахскими акынами, заканчивая даже иностранными гостями. Абай получал знания о Степи через народную мудрость, обычаи и правила, по которым они жили. Он был свидетелем многих судейств по сложным спорам между людьми и другими племенами. Подражая с юных лет гостям дома – акынам, поэтам, ораторам устного рассказа, впитывая в себя образцы народного творчества, Абай начал сочинять свои первые стихи.

Пожалуй, именно семейная обстановка и сыграла решающую роль в формировании мировоззрения Абая. Начатое в детстве домашнее обучение у местного муллы было продолжено Абаем в Семипалатинске, в медресе Ахмета-Ризы, где он активно занимается изучением арабского и персидского языков. Можно сказать, что здесь и начался творческий путь Абая. За три года, проведённых в медресе, Абай в совершенстве познаёт историю и философию, язык и поэзию Востока. Одновременно не по годам смышлёный мальчик посещал русскую школу вместе с детьми военных и чиновников, служивших в Казахстане. Абай около четырёх месяцев обучался в русской школе и закончил годичный курс на «отлично».

Всё это говорит о том, что детство Абая прошло в тёплой семейной атмосфере любви к нему, постоянном обучении и воспитании его человеком просвещённым, целеустремлённым, справедливым. И написанные впоследствии уже взрослым Абаем произведения как раз и вдохновляют подрастающее поколение на служение своему народу, поддерживают в нём стремление к просвещению, знаниям, к развитию культуры.

Сотрудник областного историко-краеведческого музея города Семей Дарья Каливошкина