• 20 апреля, 2024

В Минэнерго объяснили почему не получится сдержать цены на топливо

Апр 15, 2021

В ведомстве подчеркнули, что в случае низких цен на бензин и дизтопливо возникает угроза дефицита в связи с перетоками отечественного продукта на соседние рынки.

14 апреля председатель комитета по экономическим реформам и региональному развитию Мажилиса Парламента РК Альберт Рау заявил, что правительству необходимо принять безотлагательные меры для стабилизации ситуации на рынке ГСМ. В пресс-службе министерства энергетики РК ответили, что недропользователи субсидируют внутренний рынок ГСМ Казахстана для удержания низких цен на бензин, пишет zakon.kz.

— На сегодняшний день на внутреннем рынке нефтепродуктов Республики Казахстана наблюдается повышение розничных цен на бензины на АЗС. При этом отмечаем, что цены на нефтепродукты регулируются не государством (на бензин с 2015 года, на дизель с 2016 года), а рынком, — говорится в сообщении.

В Министерстве энергетики же ответили, что в случае низких цен на внутреннем рынке возникает угроза дефицита в связи с перетоками отечественного продукта на соседние рынки, а в случае высоких цен, возможен профицит импортного бензина и, как следствие, затоваривание казахстанских складов отечественным топливом с последующим снижением объемов переработки на НПЗ РК.

Если смотреть в динамике — аналогичный уровень цен складывался в Казахстане три года назад в марте 2018 года. Тогда он составил в среднем 162,6 тенге/литр, при диапазоне цен от 155 до 172 тенге/литр.

Регулирование цен и создание системы распределения «удешевленных» нефтепродуктов является малоэффективным и затратным методом:

  1. выгодами низких цен могут воспользоваться не только малообеспеченные граждане, но и жители приграничных районов соседних государств.
  2. создаются условия для «теневого» вывоза нефтепродуктов на экспорт по различным схемам
  3. создаются существенные риски для стабильного развития нефтегазодобывающей отрасли.

Возвращаясь к вопросу о высокой волатильности топливного рынка, его чувствительности — несомненно информация о текущих ремонтных работах на Атырауском НПЗ и ожидаемой плановой остановке на ремонт Шымкентского НПЗ могла отразиться на стоимости нефтепродуктов.

— В качестве инструмента по стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов законодательством предусмотрены полномочия Министерства энергетики по регулированию объемов официального экспорта нефтепродуктов. В рамках данного механизма Министерством начиная с января 2021 года поставки на экспорт были исключены. Текущий уровень запасов бензина АИ-92 в целом по стране находятся на комфортном уровне — благодаря принятым мерам по сравнению с началом года запасы выросли практически на 60 тыс. тонн до 270 тыс. тонн. С учетом вышесказанного, ожидаем, что цены на рынке будут стабилизированы, — подчеркнули в Минэнерго.