• 24 апреля, 2024

Казахское платье — история и развитие

Апр 5, 2021

Каждое платье можно рассказать о носящем его человеке очень многое, вплоть до профессии и происхождения.

Казахские национальные платья это красивый наряд, который развивался столетиями и который может сказать многое о носящем его человеке: его возрасте, положении в обществе, семейном положении, профессии, происхождении и многом другом. Все мы видели казахские национальные костюмы, но вряд ли многие задумывались о том, правильно ли они составлены. Что мы чувствуем, глядя на них, так это эстетическое удовольствие и национальную гордость. Этого более чем достаточно для придания празднику национальной изюминки.

— Казахи верили, что традиционные языческие символы на одежде могут привлечь к ним удачу и благополучие. Каждый отдельный символ имел свое значение, его подбирали с особой тщательностью.Каждая женщина во все времена хочет выглядеть красиво, и в этом им помогает красивая одежда и вовсе времена свои стиль и своя мода. Национальная казахская одежда – это отражение традиций и исторических особенностей казахского народа, — рассказывает завсектором по организации экскурсионно-массовой работы в музее Достоевского Салтанат Сексембаева.

История национальной казахской одежды весьма богата, и при всем этом эти наряды актуальны и востребованы и в современной моде. В праздничной национальной одежде казахов использовалась вышивка, богатая отделка с множеством орнаментов. Изготавливался костюм из сукна, кожи, меха или войлока, а для богатых казахов – из привозных тканей, парчи и бархата. В женской одежде более четко, чем в мужской, прослеживаются существенные различия в зависимости от возраста и социального положения человека, ее носившего.

— Как и в любой другой культуре одежда казахов в традиционном обществе выполняла несколько функций. Основная прагматическая функция одежды – защита человека от воздействия окружающей природной среды. Но, кроме этого, традиционный костюм играл и важнейшую «опознавательную» функцию: по тому, как и во что был одет человек, можно было определить не только его пол и возраст, но и социальный статус, родовую принадлежность. Женский комплекс одежды включал штаны, не распашную рубаху, часто служившую платьем, и верхнюю распашную одежду типа камзола и халата, — рассказывает Салтанат Сексембаева.

Покрой рубахи-платья (көйлек) был туникообразный. Молодые женщины предпочитали красную или пеструю ткань, женщины среднего и пожилого возраста – ткань синего или белого цвета. С середины XIX в. платья стали шить из русского ситца. Состоятельные казашки шили платья из шелка, атласа, бархата, парчи. Ворот у платьев был глухой, его обшивали отложным, а с середины XIX в. стоячим воротником. Незамужние девушки прикрывали грудь специальным нагрудником, а замужние женщины – нагрудной частью головного убора.

— К концу XIX в. получил распространение новый покрой платья: платье стали делать отрезным, с лифом и отрезной по талии юбкой. Именно этот вид платья и считается до настоящего времени национальным казахским. Национальная одежда – это богатое историко-культурное наследие, всестороннее исследование знакомит с традициями, обрядами и уровнем жизни народа. С развитием человеческого общества некоторые изделия прикладного искусства приобрели новый вид, новые формы, все они имеют глубоко национальный колорит и применяются поныне. В традиционном казахском костюме – примечательным является разнообразие его видов и форм, преемников его декоративного оформления которое не нарушает естественного художественно – стилевого единства, выработанного веками, — отмечает Салтанат Сексембаева.

Декор присутствует на всех элементах комплекта. В зависимости от половозрастных и социальных различий она отличалась материалами, применяемыми для художественного оформления.Одежда для особых случаев. Хотелось бы подчеркнуть, что в разных жузах Казахстана у национальных костюмов кардинальных региональных отличий нет, хотя кое-где все-таки сохранились более архаичные элементы. У казахов никогда не было специальной рабочей одежды. Также не существовало грани между праздничным нарядом и будничным, но парадный костюм должен был быть покроен более свободно, а декор и головные уборы должны были быть более объёмными. Праздничный наряд шился из шелка, бархата, парчи и дорогих мехов, ведь каждая женщина хочет выгладить красиво, а в праздники особенно! Например: Наурыз – это праздник весны и обновления. Люди радуются приходу весны. Они надевают свои лучшие национальные наряды, и лучшие украшения.