• 19 апреля, 2024

Мелодичный мир картин Михаила Тарханова

Авг 25, 2020

Непревзойдённый мастер, работы которого хранятся в фондах музея имени семьи Невзоровых, упорным трудом добился крепкого союза гармонии, мастерства и безупречного художественного вкуса.

В фондах музея изобразительных искусств имени семьи Невзоровых хранится 31 произведение Михаила Михаиловича Тарханова. Поступили они от племянницы художника Татьяны Григорьевны Луганской в 1990 году.

Исключительные по ритму и фактуре, работы завораживают динамичностью и легкостью. Композиции музыкальны и неповторимы. Художник словно занимался научным визуальным исследованием. Глядя на произведения, зритель ощущает авторский поиск цветовой выразительности, радость от эксперимента. Словно попадая под влияние движения линии и пятен, мы невольно поддаемся воспоминаниям, уходя далеко в прошлое.

— Михаил Михаилович Тарханов начал свою творческую деятельность в самом начале ХХ века. Это период сложный и яркий во многих отношениях. Время поиска монументальности, новых средств пластической выразительности, остроты, декоративности цвета. Рождались и развивались художественные направления. Авангардисты провозгласили картину самостоятельным автономным организмом, где важным фактом для них было не подражать действительности своим внешним правдоподобием, а служить выражением ощущений и интеллектуальных переживаний художника. Подобные тенденции мы наблюдаем и в произведениях Михаила Тарханова, — рассказывает научный сотрудник музея Ильвира Халитова.

Художник родился в городе Зеньково Полтавской области 4 ноября 1888 года в крестьянской семье. Желание рисовать привело Михаила в Строгановское художественное училище, которое он окончил в 1915 году. На следующий год был призван на военную службу, которую проходил в Царицыне на Волге. По состоянию здоровья, после ранения, служба была прервана, продолжил он ее через год в I- Московском рабочем резервном полку. С 1921 по 1927 годы М. Тарханов – студент Владимира Фаворского в ВХУТЕМАСе. После работал как художник в области декоративного и графического искусства, выполняя заказы издательств и музеев. Оформлял ряд советских павильонов на крупных международных выставках в Париже, Лондоне, Нью-Йорке.

— Своей узкой специальностью Михаил Тарханов считал работу по проблеме фактурного форзаца. И в избранной области добился большого художественного совершенства. Работая над книжным водным форзацем, он создавал самостоятельные декоративные композиции или, как он их сам называл, «живописно-декоративные фактурные импровизации». Изучение различной техники (ксилография, монотипия, офорт, акватинта) стало для художника некой лабораторией. Он много экспериментировал, и в итоге изобрел разновидность монотипии — акватипию, где вместо доски использовалась поверхность воды, — рассказывает Ильвира Халитова.

На протяжении ряда лет во время поездок в Крым, на Кавказ, Север, Украину, Урал, Михаил Михайлович собрал огромный материал – путевые наброски. Из этих композиций рождались целые циклы удивительных произведений. Характеризуя свою творческую манеру, Михаил Тарханов писал: «Для меня фактура была непременным качеством всякого предмета и всякого явления. В поисках новых путей изобразительности и, выбрав из этих путей фактурные свойства масляной краски, я стал работать, черпая сюжетику из воспоминаний, путешествий, прожитых лет. Второй путь был избран также, но была акварель и тушь, смешанная с маисовым или картофельным крахмалом. Третий путь: это уже были рисунки на бумаге, на которые наносились какая-нибудь из этих фактур. На сфактуренных бумагах я делал всякие зарисовки, путевые наброски».

Некоторые произведения музейной коллекции («Бархатные ритмы», «Равновесие») интересны ровными, симметричными линиями, где есть строго геометрические формы, определенная структурная прочность, равновесие. Работы «Волна и небо», «Марина», «Пробуждение», «Танец» насыщены, эмоциональны, с присутствием элемента импровизации. Изучая листы «Ритм падения», «Ритм контраста», осознаешь, что не предметность, а ощущение, эмоции становятся содержанием и целью творчества. Цвет вибрирует, а чувства зрителя снова резонируют ему в ответ.

Акварельные работы помогали художнику в поиске колористического строя композиций. Особенно часто в этой технике М. Тарханов работал в 1950-е годы. («Поленово», «Пейзаж с деревом»).

В произведении «Персия» сложной цветовой гаммой художник передает гармонию оттенков, их звучность. Персия предстает некой сказочной страной, где переплетаются лазурно-синий с теплым желтым. Легкие черные линии и штрихи на листе напоминают кракелюр или тонкие волосные трещины глазури, словно перед нами кусочки древней посуды, ткани или ковра.

Большой вклад Михаил Тарханов внес и в воспитании подрастающего поколения. С 1929 года он вел дисциплины переплета, форзаца, линогравюры и рисования.  В 1947 году был утвержден в ученом звании доцента.

— Спустя почти 100 лет работы Михаила Михаиловича воспринимаются как современные абстрактные импровизации. Настолько они актуальны, что их фрагменты можно найти в интерьере квартир, фрагменте одежды, игрушек, аксессуаров. Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Тульском, Херсонском художественных музеях, Киргизском Государственном музее изобразительных искусств и в частных коллекциях Москвы. Ряд работ был передан вдовой художника Надеждой Владимировной Каменской Строгановскому училищу, организовавшему посмертную выставку произведений художника в 1973 году, — поведала Ильвира Халитова.

Умер Михаил Михайлович Тарханов 12 марта 1962 года в Москве.