• 20 апреля, 2024

Путь как образ в творчестве Абая

Июн 3, 2020

Особый мирообраз пути использует в своих произведениях и поэт Бахыт Каирбеков, который многое почерпнул из произведений великого мыслителя

Мирообраз пути в мифологии казахов понимается в контексте ментальности кочевой культуры народа. С образом степи, который живет в душах казахов, неразрывно связан и классический хронотоп пути в казахском творчестве, пишет в своей научной работе доцент ВАК РК Люция Абдуллина. Степное пространство в качестве географического естественного ландшафта формирует у коренных жителей этой природной зоны самобытное восприятие окружающего мира, что находит отражение в литературном творчестве.

Монотонность ощущений, медитирующее созерцание степи дает литературному герою простор для размышлений о вечности. Степь и путь в культурном сознании кочевого народа становятся своеобразными мирообразами, помогающими человеку обрести индивидуальность в мироздании Вселенной. Степь – мать народа, история ее жизни – это столетия печальных событий, бесконечной борьбы, смуты и бедствий. Степные мотивы в творчестве основоположника казахской литературы Абая Кунанбаева (1845-1904) передают размышления поэта-мыслителя о возможностях выхода человека за пределы отпущенного ему времени и пространства. Мирообраз пути представляется метафорическим выбором линии поведения, религии, судьбы, рока, предназначения.

Образ и одновременно тема «пути» становятся определяющими в поэтическом сборнике Бахыта Каирбекова «Путь воды». Свой путь поэта лирический герой Каирбекова не мыслит без родины, к ней он идет «За живою водою» (так называется один из его лирических циклов). В стихотворении «Родословная травы» указан «Путь, названный Млечным иль Птичьим – Начало начал». Путь поэта предполагает и долгожданный выход за рамки хронотопа: путь поэта не только непредсказуем в пространственных координатах «Да, мы прошли сквозь времени стекло…», «Бегут незримо времени столбы» («В пути»), его стезя не вписывается и в календарные рамки, обгоняя самое время и взрывая объективную действительность.

«Территория» творчества Бахыта Каирбекова обширна, она собирается из маленьких кусочков, образуя разноцветную мозаику, каждый элемент которой дополняет общую картину. Поэт использует метафору «территория», передающую неоднозначное понимание пути, масштабность мысли, способной передать всю палитру чувств посредством многообразия жанров. Координаты своих творческих исканий Бахыт Каирбеков «прокладывает» через осмысление пути своего отца, известного поэта Гафу Каирбекова. Усвоенные нравственные уроки определяют путь поэта как дорогу познания собственной души.