• 25 апреля, 2024

В ВКО нет программы по сносу ветхого и аварийного жилья

Мар 24, 2020

Гнилые деревянные перекрытия, дырявые железные и шиферные крыши, ржавые коммуникации, уличные туалеты и печное отопление. Плесень, сырость и вечная угроза все новых и новых подтоплений во время весеннего таяния снега или ливневых летних дождей. Такова жизнь всех, кто вынужден проживать в ветхих и аварийных домах. Екатерина Гуляева выясняла, есть ли перспективы улучшения жилищных условий у тех, кто имеет единственное аварийное жилье на территории Восточно-Казахстанской области.

38 домов в Усть-Каменогорске и 25 в Семее – вот и весь жилой фонд Восточно-Казахстанской области, официально признанный ветхим и аварийным жильем. В этих деревянных или саманных хибарках, «сталинках» с печным отоплением или шлаколитых домиках проживает 893 семьи. Однако пока переселиться в другие дома у них нет никакой возможности. В ВКО просто нет государственной программы по сносу ветхого и аварийного жилья. А значит, нет и бюджетных средств, на которые бы выкупались новые квартиры взамен изымаемого в государственный жилой фонд ветхого и аварийного жилья.

Впервые над проблемой аварийного и ветхого жилья в ВКО задумались в 2008 году, когда в нескольких регионах Казахстана была запущена пилотная программа по сносу ветхого и аварийного жилья. За счет республиканского бюджета в Нур-Султане, Алматы и в городах Мангистауской области проводилась экспертная оценка жилого фонда, сносили ветхие дома и строили на их месте новое современное комфортное жилье. А пока шел процесс сноса старого и строительство нового дома, жильцы проживали в арендованных квартирах или им приобреталось жилье в других районах.

Предполагалось, что опыт, накопленный специалистами регионов, где реализовывалась пилотная программа, будет со временем распространен по всей территории республики. И, заранее готовясь к этому событию, акимат ВКО дал поручение отделам жилищной инспекции городов области сделать обследование аварийного и ветхого жилья, подлежащего сносу. Так, в Усть-Каменогорске еще в 2004 году аварийными и ветхими были признаны сразу 36 домов, а в 2013 году еще два домостроения. В Семее экспертные заключения аварийности получил 21 многоквартирный дом, позже к ним присоединились еще четыре частных ветхих домостроения.

Когда в доме есть хозяин

Мы побывали в нескольких районах Семея, где есть целые кварталы жилых домов, признанных ветхими и аварийными.

В Затонской части города, около судостроительного и судоремонтного завода, до сих пор стоят деревянные рубленные 2-этажки, построенные в 20-х годах прошлого века. Одна из них в этом году отметит 100-летний юбилей. Соседние дома не намного младше. Впрочем, это еще не самые старые дома в Семее. Старейший жилой дом в городе датируется 1820 годом. Однако, несмотря на солидный возраст, деревянные срубы в Затоне выглядят еще вполне крепкими и добротными. Потому что владельцы квартир в этих 2-этажках чувствуют себя здесь настоящими хозяевами.

Люди не надеются на местную власть, сами решают все свои проблемы. Вот потому здесь в подъездах пластиковые окна, чистота, порядок и уютные дворы. Одна опасность – угроза пожара. Именно так во время одного из пожаров несколько лет назад начисто сгорела часть одного из деревянных домов. Погорельцы нашли другое жилье, а вот их соседи до сих пор остались в своих квартирах.

Каждый сам за себя

Еще один микрорайон из ветхих домиков расположен в самом центре левобережной части города. Сразу же за многоэтажками Новостройки ютятся несколько кирпичных и шлаколитых «сталинок», где люди до сих пор топят печи.

— Дома по проспекту Ауэзова за Новостройкой еще до войны (Великая Отечественная война) строили мои братья. Потом их призвали на фронт. А когда вернулись с Победой, снова продолжили строительство. В 50-е годы прошлого века и был построен этот небольшой микрорайон из 2-этажек с печным отоплением, которые позже стали называть «сталинками», — вспоминает старшая дома по проспекту Ауэзова, 100, пенсионерка Кенжегуль Ахметова.

По ее словам, в конце 80-начале 90 годов ХХ века на месте этого уже тогда ветхого жилого микрорайона предполагалось построить городское троллейбусное депо. Но развал Советского Союза расстроил все планы местной исполнительной власти. Ветхие «сталинки» так и остались на старом месте. Сейчас проживают в них, в основном, пенсионеры и малообеспеченные семьи.

Около 30 лет живет в доме №104 69-летняя семейчанка Роза Бекетова. Ее вместе с сыном переселили в этот дом, когда их предыдущее жилье пошло под снос. Ждали, что когда-нибудь и на их улице наступит праздник и они заживут в благоустроенном доме, где будет центральное отопление и горячая вода. Видимо, не судьба.

— Дом у нас очень теплый. Я живу на втором этаже, так топлю всего лишь один раз в сутки. Но вот большие проблемы создает дырявая крыша. У меня каждую весну, когда тает снег, потоп в кухне и спальне. Устала забеливать плесень. Каждый латает крышу за собственный счет. Я вот никак не могу выкроить средства для ремонта своего участка крыши с моей небольшой пенсии, — жалуется пенсионерка.

По словам Кенжегуль Ахметовой, ни одно из соседних КСК не соглашается брать «под свое крыло» проблемные «сталинки». Впрочем, и сами жильцы не горят желанием создать собственный орган домоуправления. В этом микромирке каждый привык выживать самостоятельно. Даже ремонт в подъезде делают каждый, когда вздумается и только возле своей квартиры. Вот потому и не могут решить многолетнюю проблему с заменой кровли.

— В январе 2014 года нас собирали представители городского акимата, спрашивали, готовы ли жильцы наших домов переехать в государственное арендное жилье. Но все опять осталось на уровне разговоров. Пошло шесть лет, а мы продолжаем жить в своих старых квартирах и топить печки, — посетовала Кенжегуль Ахметова.

— На мой взгляд, программа ветхого и аварийного жилья, безусловно, нужна. Но вот помогать государство должно не каждому, кто живет в таких старых домах. Все мы, в конечном счете, собственники своего жилья. И несем полную ответственность за его содержание. Почему же государство одним должно помогать, а другие несут это бремя на своих плечах? Помочь можно и нужно действительно нуждающимся. И у нас есть перечень категорий социально-защищаемых слоев населения. Поэтому жильцам следует самим взяться за ремонт своих домов. В первую очередь, создать орган самоуправления и начать собирать средства для текущего и капитального ремонта, — считает член общественного совета Семея, почетный строитель РК Николай Исаев.

Планы были, но руки не дошли

Как пояснили в городском отделе ЖКХ и жилищной инспекции Семея, несколько лет назад при обсуждении Генерального плана Семея и планов детальной планировки отдельных районов города поднимался вопрос застройки жилыми комплексами и социально-культурными объектами земельных участков, занятых аварийным и ветхим жильем. Однако эти грандиозные планы пока так и остались только на бумаге. Между тем, список аварийных и ветхих домов увеличивается из года в год.

— Проблема аварийного жилья еще и в том, что в Казахстане нет и никогда не было законодательных технических норм, предписывающих использование качественных строительных материалов при строительстве частных жилых домостроений. Отсюда и основная причина аварийности даже относительно нового жилья. Люди строят дома из самых дешевых материалов: самана, шлака и самодельных блоков сомнительного производства. Такие дома достаточно быстро разрушаются. Например, один из аварийных частных домов, вошедших в список, был построен только в 2007 году, — отметила заместитель руководителя отдела ЖКХ и жилищной инспекции Семея Светлана Заурбекова.

То, что количество аварийных и ветхих домов в Семее гораздо больше, чем 25, Светлана Заурбекова не сомневается. По ее словам, в городе есть целые микрорайоны частного сектора, где дома разрушаются буквально на глазах. Это дома в поселках Кирпичный, Жоламан, в районе Жана-Семейского железнодорожного вокзала и в ряде других, где в 20-30-40-е годы прошлого столетия домики строили из самана, шлака и других дешевых строительных материалов. До сих пор в них живут семьи бывших работников заводов и фабрик левобережной части Семея, давно закрытых и разрушенных.

— В соответствии с жилищным законодательством Казахстана, владельцы любого жилья могут за собственный счет пригласить экспертов для заключения технического состояния их домостроения. Экспертное заключение владельцы аварийного дома должны предоставить в ЦОН, специалисты которого направят его к нам, в отдел ЖКХ и жилищной инспекции. Мы создаем комиссию и принимаем решение о том, чтобы поставить эту семью в общую очередь на получение жилья из коммунального жилищного фонда. На данный момент по этой категории в Семее состоят 19 семейчан, — сообщила заместитель руководителя отдела ЖКХ и жилищной инспекции Семея Светлана Заурбекова.

Впрочем, шансы получить более новое и комфортное жилье у этих жильцов приближаются к нулю. Только государственная программа аварийного и ветхого жилья может им помочь. В ВКО, да и в большинстве областей Казахстана, подобного программного документа до сих пор принято не было.

Были попытки реанимации неизбежно стареющего жилого фонда Казахстана за счет программы термомодернизации, но и она, в итоге, не дала того эффекта, на который когда-то так рассчитывали чиновники. Только в ВКО на капитальный ремонт жилого фонда из республиканского бюджета было выделено 500 млн тенге на возвратной основе. Однако восточноказахстанцы не спешат вернуть государству кредитные средства. Впрочем, это тема для отдельного материала.

Частная инициатива

Частично проблема сноса ветхого и аварийного жилья в ВКО решается за счет инициативы частных строительных компаний. В том же Семее застройщики достаточно часто выкупают старые дома в центральной и исторической части города. Их привлекают земельные участки, на которых они расположены. Чаще всего это двухэтажные купеческие дома с вполне приличной дворовой территорией, сараями и гаражами. То есть достаточно места для строительства одно- или двухподъездного многоквартирного дома повышенной комфортности.

Застройщики предлагают жильцам аварийного жилья квартиры в других районах, а потом сносят старые домики и строят новые дома. Именно так в Семее в центре города появились новые дома по ул. Козбагарова, Ибраева, Дулатова.

— Думаю, для решения вопроса со сносом ветхого и аварийного жилья, действительно, нужна хорошо разработанная программа. И для ее реализации привлечь бизнес-структуры. Необходимо продумать четкий механизм государственно-частного партнерства в этом направлении, который бы учитывал интересы всех сторон: государства, бизнеса и, конечно, владельцев аварийного и ветхого жилья. По идее, так можно обновлять целые кварталы, строя на месте трущоб новое комфортное жилье, — поделился своим мнением общественник Николай Исаев.

Екатерина ГУЛЯЕВА

Фото и коллаж автора