• 16 апреля, 2024

Пропадают ли деньги с транспортных карт?

Янв 29, 2020

Редакция «Объектив Восток» задалась этим вопросом после многочисленных обращений семейчан, утверждавших, что у них стали пропадать деньги с транспортных карт. Суммы потерь варьируются от как бы «невинных» 20 тенге до 1000-1500. Специалисты компании-разработчика системы «Avtobys» утверждают — просто так деньги семейчан с транспортных карт никто не может списать.

В Семее поднялась волна очередного ажиотажа: многие горожане начали замечать, что с их транспортных карт неведомым образом пропадают средства. Редакция ОВ решила разобраться в этом вопросе и обратилась напрямую к компании-разработчику системы «Avtobys». Необходимо отметить, что обеспечивает работу системы электронного билетирования группа компаний, специалисты которых по очереди работают в Семее.

Бизнес-аналитик ТОО «Innoforce solutions» Николай Пигулевский отметил, что карточная система оплаты проезда работает по принципу любого электронного кошелька, как kaspi или qiwi.

— Мы используем современные методы работы. Есть один банковский счёт, куда поступают средства с транспортных карт пассажиров. Суть: как только пассажир покупает карту, в системе появляется ещё один маленький кошелёк, средства с которого поступают в большой, то есть банковский счёт. Когда мы закидываем на транспортную карту деньги, они приходят как раз-таки на кошелёк, а не на пластик. Это сделано для того, чтобы можно было возместить средства в случае потери карты, — подчеркнул Николай Пигулевский.

Что касается пропажи средств с транспортных карт, то и здесь у компании-разработчика есть ответ.

— Когда вы пользуетесь любым терминалом и закидываете деньги, к примеру, на баланс смартфона или за комуслуги, нередки случаи, когда зачисление средств происходит не моментально. Ждать поступления денег на баланс можно от нескольких часов до суток. Здесь алгоритм похожий. К примеру, человек оплачивает картой проезд, возвращается домой, утром выезжает на работу, оплачивает проезд снова и чуть погодя обнаруживает, что у него со счёта карты списалось не 80 тенге, как нужно было, а 160. Это произошло потому, что средства за его вчерашний проезд списались, к примеру, утром или ночью. Говоря проще: может произойти такое, что за, скажем, три поездки, средства спишутся с карты только на следующий день, — рассказал Николай Пигулевский.

Представители компании-разработчика подчеркнули: за всё время работы карточной системы оплаты проезда ещё не было случая расхождения данных. При детальной проверке оказывалось, что количество поездок равно сумме, затраченной на них.

— Мы не списываем ничего лишнего, есть жёсткий алгоритм, по которому работает система и это контролируется. Абсолютно любая карта отслеживается нами, пассажир сам может контролировать свои средства на карте. Если что-то не так и пассажир наблюдает расхождение фактического количества поездок и остатка средств — это только потому, что взаимодействие карты и банковского счёта несколько задержалось, — подчеркнул Николай Пигулевский.

Для того, чтобы контролировать средства, хранящиеся на транспортной карте, лучше и удобнее всего пользоваться Telegram-ботом «Avtobys чат-бот». Бот умеет показывать 60 последних поездок. Для этого необходимо набрать команду /h и номер транспортной карты.

Какие бывают ситуации?

Однако некоторые пассажиры сталкиваются с ситуацией, когда Telegram-бот показывает поездки на маршрутах, которые человек не совершал. Здесь, бывает, срабатывает человеческий фактор. Так, в одном разобранном нами случае оказалось, что диспетчер автобусного парка указал в системе вместо маршрута №9 маршрут №4. По gps-трекеру специалист показал, на какой остановке садился пассажир и в каком направлении. И оказалось, что такая поездка в это время действительно имела место.

Также в компании «Smart concept» рассказали про трагикомичную ситуацию, в которую попал пожилой мужчина, обнаруживший пропажу большой суммы со своей карты и гневно потребовал разъяснений. Когда его спросили, не пользовался ли его картой кто-нибудь из близких, он позвонил супруге и оказалось, действительно, женщина взяла карту мужа, а ему отдала свою с меньшим балансом. Мужчине пришлось извиняться.

Еще один случай произошел со школьной картой. Проехав вечером, родители проверили баланс, он равнялся 560 тенге. Утром обнаружился недостаток 40 тенге — на счете осталось 520. Здесь как раз сработала задержка электронного расчета, и сумма вечерней поездки списалась позже, чем родители школьника проверили баланс.

— Бывает, срабатывает человеческий фактор, ошибка персонала или такая ситуация, что диспетчер заменил сломавшийся автобус другим, не указав это, — пояснил Николай Пигулевский. — Что касается стороннего вмешательства или взлома системы — это невозможно, поскольку идет контроль не только одной системы, но и других. Исключено также вмешательство кондуктора — они могут только один раз снять с карты деньги за проезд либо пополнить ее.

Ответственность компании

В любом случае представители компании-разработчика не отказываются от своей ответственности. Они лишь просят по всем вопросам обращаться к ним напрямую по телефонам call-центра или прийти лично в офис, который, правда, находится в неудобном месте — в здании мостоуправления в начале подвесного моста. Идут переговоры о предоставлении офиса в более доступном для горожан районе, надеемся, что они увенчаются успехом.

— Мы готовы выйти и сказать — это неправда, что идут списания лишних сумм, — ответил директор филиала ТОО «Kazintersoft» компании Алексей Яковлев. — Дайте нам информацию, мы готовы проверить каждый случай, если пассажир говорит о списании средств, и ответить за эту ситуацию. Поэтому мы следим за тем, чтобы система работала, все было стабильно, да, бывают задержки при оплате, но они не влияют на списание денег. Никто ни копейки лишней не возьмет ни с пассажира, ни с перевозчика, ни с кого-то еще.

Номера call-центра, где можно узнать всю интересующую информацию по транспортным картам и приложению: +7 7222 44 55 48 либо через WhatsApp: +7 705 391 85 54. И обязательно запомните или запишите номер своей карты и не передавайте ее в чужие руки.

Наталья Перцева, Динмухамед Бейсембаев