• 29 марта, 2024

Нешагреневая кожа: кожевенный завод Семея на грани банкротства

Ноя 14, 2019

Руководство завода уверено, что всему виной неподъёмные проценты по кредитной ставке. Кредит комбинату выделили под 14% годовых, хотя, согласно госпрограмме, кредитные условия должны были быть льготными.

Заводчане огорчены и подавлены. Шутка ли — единственный в Казахстане кожевенный завод (второй такой есть только в Жамбылской области, но и он распродаёт оборудование), производящий огромное количество всех видов кожи, в том числе даже для обтяжки автомобильных салонов, оказался на грани банкротства.

Всё началось в 2008 году, когда между Семипалатинским кожевенно-меховым комбинатом (СКМК) и Банком развития Казахстана был подписан договор банковского займа на сумму 3,3 млрд тенге. Средства были необходимы для реконструкции и модернизации кожевенного производства. И это действительно было сделано.

— В 2009 году мы закупили оборудование, смонтировали его. И на тот момент это была техника последнего поколения, новое слово в обработке кожи. Наша технологическая линия стала сильнейшей в Казахстане, мы наладили экспорт в 16 стран мира, — сообщил директор СКМК Жумагазы Рахимгалиев.

Однако в 2010 году финансирование приостановилось: банк потребовал увеличить объёмы залогового имущества, хотя как раз-таки имущество комбината оценено в сумму, которая превысила долг в 15 раз. Помимо финансирования прекратился поток оборотных средств и это привело к полной остановке предприятия. Начались мытарства, а вместе с ними пришли и убытки, причём, пострадала кожевенная отрасль страны. Обувные фабрики республики остались без дешёвого отечественного сырья, а 1700 человек — без работы.

— Руководство СКМК обвинили в том, что они плохие менеджеры. Однако из предприятия, на котором работало на старых станках 40 человек, мы создали мощный комбинат для 1700 человек с современным оборудованием. Наладили экспорт, плотно работали с Италией, США, Кореей. Итальянской компании «Ламипель» мы отгрузили 267 контейнеров продукции, мы обшивали МО РК, МВД, подразделения КТЖ и КазМунайГаз, — подчеркнул Жумагазы Рахимгалиев.

Больше всего руководство комбината переживает не за финансы, предприятие пока удаётся удерживать на плаву. Больше всего жаль первоклассных специалистов, которые всю жизнь проработали на СКМК и успели воспитать не одно поколение кожевенников и технологов.

— У многих наших работников всего одна запись в трудовой книжке — наша. Всю жизнь люди проработали на этом предприятии и вот теперь у нас на руках есть решение областного суда от 11 ноября 2019 года о том, что наш комбинат — банкрот. Куда им теперь идти, что делать? Мы теряем солидную часть экономических вливаний в бюджет, теряем классных специалистов, теряем налаженные связи с зарубежными партнёрами. Мы не просим списать нам долги, выдать дополнительные деньги — просто дать возможность рассчитаться с долгами и продолжить работу, — заключил Жумагазы Рахимгалиев.

Так или иначе, но ставить точку в этой истории рано: комбинат решил воспользоваться законным правом подать кассационную жалобу на решение суда о банкротстве. Что последует за этим — покажет время.

Как мы видим, не всякая кожа бывает шагреневой.

Динмухамед Бейсембаев

Фото автора