• 28 марта, 2024

Почему задерживают?

Май 13, 2018

В прошлом месяце сотрудники станции скорой помощи Семея пожаловались, что им задерживают заработную плату за март. Как оказалось, подобная проблема характерна и для других медицинских учреждений, причем по всей области. Почему медработники региона не получили свои кровно заработанные деньги в положенный срок и стоит ли ожидать повторения ситуации?

Ситуацию прокомментировали в Восточно-Казахстанской областной организации профсоюзов работников здравоохранения. Ее председатель Михаил Айзенберг рассказал, что проблема с выплатами существует и в других медучреждениях области. По данным источника, в одних больницах медикам задержали мартовскую зарплату, в других — вовремя не перечислили отпускные, а где-то врачи и медсестры не получили так называемый стимулирующий компонент оплаты труда. По словам Михаила Ефимовича, такая ситуация сложилась потому, что в сфере здравоохранения сменилась система финансирования.

— Раньше определенная часть лечебных организаций финансировалась из местного бюджета, то есть через областное управление здравоохранения. Если возникали какие-то проблемы, мы быстро решали их на месте, — говорит господин Айзенберг. — Теперь в облздрав обращаться бесполезно: у них вообще нет никаких рычагов воздействия. Сейчас финансы проводятся через Фонд социального медицинского страхования. Однако пока новый механизм еще не отработан, поэтому возникают определенные трудности.

Как отметил Михаил Ефимович, на начало текущего года из ФСМС медорганизациям области, участвующим в оказании гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), был выделен 30-процентный аванс от годовой суммы финансирования. Эти деньги должны были пойти на покрытие расходов больниц в январе, феврале и марте. Однако некоторым лечебным организациям средств хватило лишь на первые два месяца. В марте главврачи вынуждены были выбирать: либо выдать своим сотрудникам заработную плату и просрочить выплату налогов, либо оплатить налоги и оставить работников без зарплаты. Некоторые руководители предпочли второй вариант, поэтому в отдельных медучреждениях образовалась задолженность по зарплате.

Системный сбой

Начальник станции скорой медицинской помощи Семея Николай Мантлер подтвердил, что просрочка по заработной плате в подведомственном ему учреждении действительно была. При этом он заметил: подобная ситуация на его памяти впервые.

— Задержка заработной платы за март составила не более пяти дней. На сегодняшний день мы погасили задолженность, а также выплатили апрельские отпускные, — пояснил господин Мантлер. — Тут нет ничьей вины. Так обычно бывает, когда начинается реформа. Поначалу она может давать сбои. Все равно что-то будут менять, где-то могли просчитаться. Ничего страшного я в этом не вижу.

Ерик Исабеков — главный врач Жарминской центральной районной больницы, где также возникли сложности с оплатой труда медперсонала, — не разделяет оптимизма своего коллеги.

— До десятого числа, следующего за расчетным месяцем, мы всегда со всеми рассчитывались. Сейчас идет сбой. Зарплату за март в этом году задержали на шесть дней — ее выплатили в середине апреля. А за апрель… мы по-прежнему ждем финансирования из ФСМС, — отмечает Ерик Максутович. — До 1 мая я проавансировал своих сотрудников, чтобы в праздники они не остались совсем без денег. Такая ситуация меня вовсе не устраивает.

Недоволен сложившимся положением и персонал медицинских учреждений областного центра. В частности, работники Левобережной клиники жалуются на то, что в новом году им еще ни разу не оплатили дополнительную работу.

— Ведется программа по профилактике рака. Мы, участковые медсестры, ходим по домам, вызываем группы населения по возрастам на осмотр, за что нам положена определенная доплата. С начала года мы за эту работу еще ничего не получили. Впервые такое безобразие, — поделилась на условиях анонимности медсестра Левобережной клиники Усть-Каменогорска. — Безусловно, мы возмущены. С нас требуют выполнения плана, а оплачивать наши труды не хотят. Сейчас все в кредитах: у молодежи — ипотека, кто постарше — детей учит. Хотя бы понемногу выдавали деньги, все было бы полегче.

На всех уровнях

Руководитель управления здравоохранения ВКО Марат Шоранов рассказал, что ситуация с задержкой зарплаты работникам скорой медицинской помощи обусловлена в первую очередь реформированием этой службы. Напомним, с января этого года всех пациентов службы 103 разделили на четыре категории. К тем больным, чье состояние угрожает жизни и здоровью, по-прежнему выезжают медики центральной станции скорой помощи. А вот четвертую категорию — это в основном обострение хронических недугов — обслуживают неотложки при СВА и поликлиниках. Вызовы первой — третьей категорий оплачиваются по прямым договорам с НАО «Фонд социального медицинского страхования», четвертой — организациями первичной медико-санитарной помощи. Сам принцип финансирования, как считают многие медики, перекошен — на четвертую категорию отведено 40 процентов средств, тогда как на первые три — 60.

— Есть определенные проблемы соотношения тарифов, — признает Марат Шоранов .— Управление здравоохранения ВКО и акимат области направили в Минздрав письмо по этому поводу. Впоследствии министерство приняло меры по пересмотру объемов финансирования: соотношение 60:40 меняется на 80:20. Ждем новый приказ, он уже подписан. Следовательно, в мае–июне–июле у нас проблем не будет.

Руководитель облздрава заверил, что на сегодняшний день зарплата сотрудникам скорой помощи Семея выплачена по апрель включительно. Относительно других лечебных учреждений области господин он пояснил, что задержка выплат возникала в основном из-за технических нюансов, например в связи с перезаключением договоров с фондом. В настоящий момент, по его словам, ситуация стабильная.

Источник: yk-news.kz