• 18 апреля, 2024

Надежда Чернова

Июл 19, 2017

Надежда Михайловна Чернова, русская поэтесса Республики Казахстан, публицист, переводчик, литературный критик, член Союза писателей Казахстана, родилась 15 января 1947 года в Баянауле. Ее отцовский род берет начало на Украине. В поисках лучшей доли во время столыпинских реформ семья переехала в Казахстан. Предки по матери, казаки Бутаковы и Яковлевы, два столетия жили в Баянауле. Ее деды строили Баянаульское укрепление, дружили с местными казахами, прекрасно знали народный язык, фольклорный, богатый красками. Быт в семье благодаря бабушке Татьяне Гавриловне Бутаковой был полурусский, полуказахский. Она отличалась щедростью и гостеприимством. Двери этого дома были всегда открыты.

Путь в литературу начался с наставлений отца, Михаила Чернова, увлекавшегося чтением А. С. Пушкина.

В 1971 году Надежда Чернова закончила факультет журналистики КазГУ им. С.Кирова. Работала на разных должностях в Семипалатинском комитете по радиовещанию и телевидению. Была редактором издательства «Жалын», сотрудником республиканской молодёжной газеты «Ленинская смена». В последующие годы является сотрудником литературного журнала «Простор», пишет стихи.

Ее первая книга «Возраст августа» увидела свет в 1978 году. Она стала своеобразным признанием в любви своей Родине. Иртыш и Прииртышье, степь с её своеобразной красотой, детство, проведенное в горном Баянауле — дали вдохновение и отразились в стихах дыханием жизни, радостью встреч и приятных воспоминаний.

Первый успех окрылил поэтессу, она очень много работает, ищет выразительные средства, пытаясь донести до читателя свои мысли, своё настроение. Вскоре появляются и другие сборники: «Цветущий саксаул», «Помню», «Скалы и легенды Баянаула», «Кочевница — жизнь». В 1996 году вышел сборник стихов «На два голоса».

Возглавляя отдел прозы в журнале «Простор», она активно способствовала открытию новых имён в казахстанской литературе. За двадцать пять лет работы в журнале она встретилась с известными личностями в области литературы: Морисом Симашко, Виктором Васильевым, Анатолием Ким, Ильясом Есенберлиным, Михаилом Паком и др. Литературный критик Павел Косенко и поэтесса Руфь Тамарина называли её «второй Риммой Казаковой».

На вопрос газеты «Заман — Казахстан» «Что значит для Вас Родина?» — Чернова отвечала: «Родина для меня — это когда я подъезжаю после долгой разлуки к Баянаулу и перехватывает дыхание, хотя я не скажу, что не могу без этого красивейшего места на земле жить: живу ведь… Но, может, потому и живу, что Баянаул есть, колышется голубым маревом гор и лесов посреди знойной сухой степи, я всегда могу вернуться туда…»

Тема истории, памяти — одна из главных в творчестве поэтессы. История — это великий урок потомкам. Усиливаются эти мотивы благодаря включению в узор стихов народных сказаний, мелодий, кюев, старинных песен, легенд. Цикл «Джейранья степь», опубликованный в сборнике «Помню» (1982) целиком построен на историческом, фольклорном материале. Здесь можно услышать «плач верблюдицы, что ногами бьёт каскыра», пение жаворонка, непокорившегося Змею, кружащегося над птенцами аиста, спасенного скуластым Тамерланом.

Жизнеутверждающая нота — главная в её произведениях. Оптимизм, вера идет от сосен, вкуса поспевающих дынь, солнцем прогретой воды. Восхищает её умение находить столько истоков прекрасных мгновений и человеческих радостей. Мир для неё – кладовая.

Высокое искусство

Журналист Асель Омар напишет о ней: «Её считают наделенной редким поэтическим чутьем», возглавляя отдел прозы в таком популярном журнале, как «Простор», она дала путёвку в жизнь не одному начинающему поэту. С её лёгкой руки дебютировали Сергей Лукьяненко, Михаил Пак, Геннадий Доронин, Аслан Жаксылыков и многие другие.

Литературовед Виктор Бадиков в заметках о творчестве Надежды Черновой пишет:

«Её творчество всегда вызывало живейший интерес читателя и критики и уже становится «достоянием доцента» — серьёзного академического литературоведения. Так современная поэзия переходит в разряд «истории литературы», нисколько не теряя своей первозданности…

… Звонкий и жизнерадостный, бесстрашно мыслящий талант Надежды Черновой я, как и многие читатели Казахстана и других республик СНГ, знаю давно. Уже в середине 60-х годов в нашей периодике стали появляться яркие и красочные её стихи, тогда ещё ученицы 10-го класса.

Жизнь и творчество Надежды безраздельно и кровно связаны с Казахстаном, его древней историей и культурой, его современностью. В отличие от многих своих коллег литераторов, ставших членами СП и получивших ещё в советское время право на «свободное творчество», свободное от всякой государственной и гражданской службы, Надежда никогда не теряла и не теряет интереса к живой общественной жизни, к проблемам, которые волнуют всех казахстанцев.

Как бы не назывались поэтические сборники, читатель, прежде всего, ищет в них имени поэта.

У стихов Надежды Черновой это имя есть, потому что это высокое искусство, и современная казахстанская поэзия, начиная с 70-х годов XX века, непредставима без её имени и голоса, а главное — без того глубокого и органичного вживания в действительность нашей республики, которое особенно свойственно её лирике.

«Прожив две жизни:

Детства долгий век

И юности летящие мгновенья —

Я ощущаю крови обновленье,

И свежесть трав, и рыбный запах рек.

Так нежность нерастрачена моя!..

… В том первозданном хаосе земли,

В сплетенье крон и облачного дыма

Мне разглядеть себя необходимо!

Что выжило? Что годы не сожгли?»

Это пристальное, бескомпромиссное разглядывание себя и другого, истории и современности, своих русских и казахских «корней». Это погружение в жизнь — в её красоту и ярость, это слияние с её силой — мучительным и страстным праздником бытия. Трудно не поддаться обаянию этой поэтической личности, нежной и гордой души. Память в книге Н.Черновой — это не просто воспоминание, а ощущение кровного родства со своим временем, народом, своей землёй…