Первые полеты. Из истории авиации Семипалатинска

Как и когда начали летать самолеты с пассажирами в Семипалатинске? Об этом в своей книге «Семипалатинские арабески» рассказывает краевед, журналист Виктор Кашляк. О зарождении авиации и развитии до наших дней  можно узнать и в материалах брошюры «История воздухоплавания в Семипалатинске», выпущенной краеведом Михаилом Ситудой. Факты, изложенные исследователями, доказывают, что наш город всегда являлся крупным транспортным узлом, и местный аэропорт одним из первых наладил регулярное авиасообщение не только с городами Казахстана, но и зарубежьем.

Начало начал

К 20-м годам XX столетия самолет в Сибири уже не был редкостью. Первые деревянные аэропланы уже с десяток лет бороздили небо крупных городов, но полеты их были большей частью с военной целью. В 1918 г. в период власти Колчака в Семипалатинске базировалось несколько таких конструкций. Но все они были двухместные и простых жителей к ним не допускали.

В мае 1925 года было решено сделать агитационный облет по Сибири и вместе с тем исследовать воздушные линии, пути и места посадок, а также показать «на примере крестьянам, что Советская власть строит и крепит воздушный флот на пользу всего общества».

Для этого был выбран самолет «Сибревком», построенный по заказу в 1922 году немецкой фирмой «Юнкерс», самолеты которой обслуживали почти все пассажирские линии. Тип пассажирского самолета «Юнкерс» был в то время самый удобный и прочный для пассажирского сообщения. Он мог продержаться в воздухе в пределах семи часов. Построен был из алюминия и очень экономный – мало потреблял горючего. Предназначался для перевозки пассажиров, почты и грузов.

Вылетев из Ново-Николаевска (Новосибирск), самолет проделал такой путь: Ново-Николаевск-Томск-Красноярск-Канск-Анжерка-Барнаул-Бийск-с.Улала-с.Чемалы-Бийс-Барнаул-с.Павловское-Барнаул-с.Алейское-Рубцовка-Семипалатинск.

На каждой остановке «Сибревком» делал круговые полеты с пассажирами. За все время полетов Ново-Николаевск-Семипалатинск было произведено больше сотни полетов с крестьянами, «продержав их 100 часов в воздухе».

«Летиииит!, — чье-то горло с хрипом оборвалось от усердия. Головы колесом повернулись в сторону Рубцовки и, кажется, бор завял под взглядом тысячи глаз. Ишь, точно, что птица…»

Самолет прилетел в Семипалатинск 9 августа и при посадке на бывшем ипподроме в районе железнодорожной станции врезался в телегу, груженную мороженным, повредив пропеллер, и носом ткнулся в землю, задрав хвост. Лошадь и продавец отделались небольшими ушибами, а телега была разбита вдребезги.

«Обывательница, только увидев летящий самолет, говорила: «Это же моделька летит, какую недавно пускали». А когда самолет приблизился, то эта же обывательница назвала самолет «целой казармой». Когда оттесняла милиция публику, то часто можно было слышать перебранку с милиционерами, что они только мешают смотреть, что самолет займет очень мало места, что они всегда сумеют от него уйти, что этой площадки за глаза хватит и думали, что самолет «как воробышек» (весящий в полете 120 пудов) ткнется в землю и сразу сядет, а потому все больше и больше захватывали площадь, предназначенную для посадки самолета. Вот все это и было причиной повреждения самолета…».

Таким образом, в Казахстан, в частности, в Семипалатинск, прибыл первый пассажирский самолет.

Кроме летчика Н.М.Иеске, механика Н.Е.Брянцева с самолетом прибыли: В.А.Итин – писатель, сотрудник журнала «Сибирские огни», сразу уехавший в Ново-Николаевск и Чебыкин – заведующий агитполетами.

После необходимого ремонта было объявлено «о круговых полетах» с пассажирами над городом, которые наметили на 13 августа. По ходатайству губернского отдела ОДВФ, Губисполком издал специальное распоряжение о прекращении работы в этот день с 12 часов дня во всех предприятиях и учреждениях города.

Авиационный праздник

День 13 августа, объявленный «авиационным праздником» для горожан, начался с торжественного заседания Президиума Губисполкома, на котором присутствовало все руководство губернии и города.

Следует отметить, что агитационные полеты «Сибревком» из-за малой площади аэродрома производил не с бывшего ипподрома, расположенного рядом с железнодорожной станцией, а в левобережной части города – на поле за бывшей «Киргизской миссией».

Крестьяне ближайших сел, узнав о прибытии самолета, приехали за 20-30 верст посмотреть на «железную птицу».

Для восполнения затрат при полетах их решено было сделать платными: для членов авиахима – 5 руб.за полет, для членов профсоюза – 7 руб.50 коп. и для всех остальных граждан – не ниже 15 руб.

Более 25 полетов совершил «Сибревком» с пассажирами над Семипалатинском – впечатления были фантастические.

В дальнейшем «Сибревком», сделав полеты над Семипалатинском, направился в Славгород и Омскую губернию с той же целью. После этого он должен был возвратиться в Ново-Николаевск и, сделав передышку, направиться в Якутсткую область и на Алданские прииски.

Во время полета «Сибревкома» исследовались воздушные пути и места посадок для самолетов, выяснялась возможность воздушного сообщения.

Это обследование показало, что вся центральная Сибирь, Алтайская и Семипалатинская губернии благоприятны для развития воздушных линий и авиации. Есть хорошие места для посадок, возможно устройство аэродромов, а в случае вынужденной посадки – имеется ровная местность, где можно спланировать.

Полеты «Сибревкома» принесли свои результаты: уже летом 1929 года воздушный путь сократил расстояния между Семипалатинском и Алма-Атой – была введена первая пассажирская линия. В 1931 году Семипалатинск уже был связан по воздуху, кроме Алма-Аты, с Павлодаром, Омском, Актюбинском, Кустанаем, Талды-Курганом, Каркаралинском, Акмолинском, Атбасаром, Усть-Каменогорском, Аягузом и Бахтами.

А с августа 1935 года в Восточно-Казахстанской области началась организация авиапочтовых пассажирских перевозок. В День авиации — 18 августа – была открыта первая местная авиалиния Семипалатинск-Катон-Карагай с охватом всех районов, расположенных на правом берегу Иртыша.

Виктор Кашляк

Авиация в Семипалатинске в советский период

Ориентировочно с 1935 года в Семипалатинске существовал Аэроклуб, который готовил летчиков, многие из которых были удостоены звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.

В 1940-х в Семипалатинске появились самолеты По-2, предназначенные не только для грузопассажирских перевозок, но и способные выполнять авиационно-химические работы по борьбе с саранчой и малярийным комаром.

В тот период было выбрано новое место для аэропорта, и уже в 1943 году в Семипалатинске появилось двухэтажное здание аэровокзала и бетонированная взлетно-посадочная полоса.

В 1942 году в Семипалатинск эвакуирована 229-я военная авиационная школа механиков (ВАШМ), в/ч 21921. В школе готовили специалистов наземных служб для частей ДА. После войны школа передислоцирована по сложному маршруту в Энгельс — Вайнёде — Энгельс — Камышин.

В период с июля 1942 по сентябрь 1943 года в Семипалатинске находились 2 и 5 авиационные эскадрильи. Также в годы Великой Отечественной войны здесь базировался авиационно-тренировочный (учебный) отряд.

В мае 1957 года аэропорт вошел в состав Семипалатинской объединенной авиаэскадрильи 157-го объединенного авиаотряда, став подразделением Казахского управления ГА.авиация.

В октябре 1960 года аэропорт Семипалатинска начал принимать самолеты Ил-18 и стал второй после Алма-Аты воздушной гаванью Казахстана, откуда начались регулярные полеты в Москву, Омск, Новосибирск и на Черноморское побережье.

В мае 1960 года 356 истребительный авиационный полк 14-й армии ПВО передислоцирован в Семипалатинск (взлетно-посадочная полоса 3000 м, бетон). Цель – прикрытие стратегических объектов, размещенных в области, в первую очередь это был, конечно, ядерный полигон. В том же 1960 году к двум авиационным эскадрильям (АЭ), вооруженным самолетами МиГ-17ПФ, базировавшимся на аэродроме Жана-Семей в Семипалатинске, присоединилась АЭ на самолетах Як-25М из 611-го истребительного авиационного полка Московского округа ПВО.

Для обеспечения работы полигона, естественно, широко применялась авиация. С развитием ракетно-космической отрасли Семипалатинская область использовалась во многих программах, связанных с космосом и испытаниями ракетоносителей, ракетного, ядерного оружия, авиационной техники. Кроме того, в Семипалатинской области была развернута 79-я тяжёлая бомбардировочная авиадивизия (в/ч 10239) в городке Чаган.

Постоянная модернизация инфраструктуры аэропорта и, прежде всего, искусственная взлётно-посадочная полоса  позволила в начале 1970-х принимать почти все типы ВС, включая аэробусы Ил-86. Вскоре встала необходимость строительства нового аэровокзального комплекса, который открылся в 1983 году.

В августе 2000 года аэропорт Семипалатинска получил статус международного.

С потерей статуса областного центра, постепенно потерял свое значение и аэропорт. С этим на долгие годы развитие авиации в Семее остановилось.

История воздухоплавания в Семипалатинске. Ситуда М.И

Сегодня на наших глазах идет возрождение былого статуса аэропорта. С 1 сентября 2018 года открыта реконструированная взлетно-посадочная полоса. Капитальный ремонт и модернизация здания аэропорта продолжается.

Наталья Перцева